Рекультивация земель. Проект рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности (3)

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. № 1369 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре»

Основные положения:

Указанное Постановление вносит изменения в Положение о государственном земельном надзоре в части расширения полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, дополнив пункт 4 подпунктом «г1» следующего содержания:

«г1) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;».

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информацииhttps://www.pravo.gov.ru 19 декабря 2016 года
Действие: вступает в силу с 26 декабря 2016 года. 

https://www.ecolawyer.ru 

 

Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Источник: ГОСТ 17.5.1.01-83* Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения, утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13 декабря 1983 г. № 5854.

 

Нарушенные земли – земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Источник: Приказ Минприроды России № 525, Роскомзема России № 67 от 22 декабря 1995 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

https://www.ecospecialist.ru 

 

На полигоне гвардейского зенитного ракетного полка, располагавшегося недалеко от деревни Лыткино Солнечногорского района Подмосковья, незаконно организована огромная свалка твердых бытовых отходов. В ходе расследования оперативники выяснили, что свалка, на которую свозили мусор со всей Московской области, была создана еще в 2000 году, причем если в 2001 году ее площадь составляла 3 га, то в 2011 году она занимала уже 22 га.
Как установило следствие, весьма прибыльную свалку (пригнать на военный полигон один грузовик с мусором стоило от 3 тыс. до 5 тыс. руб.) организовал командующий войсками командования специального назначения (Московского округа ВВС и ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев. Он, по версии следствия, заключал договоры с гендиректором ООО "Проектстрой" Андреем Коноваловым на проведение рекультивационных работ на военном полигоне. Но вместо восстановления территории, говорится в деле, "Проектстрой" занимался незаконной вырубкой леса и рытьем котлованов. При этом, установили следователи, технические нормы не соблюдались, что позволяло выбрасываемым на свалку ядохимикатам попадать в Истринское и Клязьминское водохранилища, а также в пруд детского оздоровительного комплекса управделами президента РФ "Солнечный". Следствие подсчитало, что экологии района был нанесен ущерб на 23 млрд руб.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/3155395

 

По вопросу о правомерности требований в качестве условия утверждения  акта приемки-передачи рекультивированных земель исключения рекультивированного земельного участка из какого-либо реестра, в том числе, который ведется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также наличия документа, подтверждающего, что объект размещения отходов исключен из ГРОРО

Основные выводы заключения:

1. Организация приемки (передачи) рекультивированных земель осуществляется постоянной комиссией по вопросам рекультивации земель, создаваемой решением органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

При этом создание постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления;

2. В случае если нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления не предусмотрен порядок организации приемки (передачи) рекультивированных земель, и при этом постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель решением органа местного самоуправления не создана, юридическое лицо, осуществившее рекультивацию должно направить письменное извещение о завершении работ по рекультивации в орган местного самоуправления.

При этом орган местного самоуправления обязан утвердить или отказать в утверждении  акта приемки-передачи рекультивированных земель в месячный срок после поступления указанного извещения;

3. Условие утверждения  акта приемки-передачи рекультивированных земель – исключение рекультивированного земельного участка из какого-либо реестра, в том числе, который ведется органами государственной власти субъекта Российской Федерации – не соответствует действующему законодательству.

Одновременно указание в качестве условия приемки рекультивированных участков, ранее предоставленных под размещение шламовых амбаров, наличие документа, подтверждающего что объект размещения отходов исключен из ГРОРО, также не соответствует действующему законодательству.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (май 2016)

 https://www.ecours.ru/ru/

 

По вопросу проведения после 1 июля 2015 г. государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности

Основные выводы заключения:

1. Действующим законодательством необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель не предусмотрена;

2. С 1 июля 2015 года объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в т.ч. проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

При этом под землями используемыми, но не предназначенными для размещения отходов I - V классов опасности необходимо понимать земли, используемые для несанкционированного размещения отходов I - V классов опасности;

3. С 1 июля 2015 года объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в т.ч. проекты рекультивации земель, нарушенные при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых для несанкционированного размещения отходов I - V классов опасности.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС, в модуле Путеводитель по юридическим заключениям – Взаимодействие с госорганами – Госэкспертиза – Экологическая экспертиза (июль 2015 г.)

https://www.ecospecialist.ru

  

Юридические заключения АСУ ЭКОЮРС: по вопросу правомерности использования отходов для целей рекультивации карьерных выемок

Основные выводы заключения:

1. Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2011 года № 12-44/5717 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации выемок и искусственно созданных полостей» и Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июня 2014 года № ВК-03-03-36/9604 «О разъяснении норм законодательства по вопросу размещения отходов организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых» не являются нормативными правовыми актами и не влекут каких-либо правовых последствий.

На указанные письма нельзя ссылаться при разрешении споров;

2. Захоронение отходов и использование отходов являются самостоятельными видами обращения с отходами;

3. Использование отходов является одним из установленных законодательством способов применения отходов для выполнения работ, направленных на восстановление продуктивности и ценности нарушенных земель.

4. Если утвержденным проектом рекультивации земель предусматриваются работы по применению отходов в целях восстановления продуктивности и ценности нарушенных земель, основания признания данных работ по применению отходов деятельностью по размещению отходов отсутствуют;

5. Для осуществления деятельности по использованию отходов I - IV класса опасности для рекультивации земель юридическим лицам, проводящим рекультивацию земель, необходимо утвердить проект рекультивации земель, в котором предусмотреть осуществление работ по применению отходов в целях восстановления продуктивности и ценности нарушенных земель;

6. Позиции, содержащиеся в Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2011 года № 12-44/5717 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации выемок и искусственно созданных полостей» и Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июня 2014 года № ВК-03-03-36/9604 «О разъяснении норм законодательства по вопросу размещения отходов организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых», не соответствуют действующему законодательству.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (август  2015) 

https://www.ecours.ru/ru/

 

 

 

 

Меню

Новости экологии