Спор о катастрофической ситуации уровня воды в озере Байкал завершится в четверг: по информации «Газеты.Ru», правительство России приняло решение изменить нормативы, так как ни о какой чрезвычайной ситуации речи не идет.
После нескольких недель паники и противоречивых сообщений правительство России решило поставить точку в многолетнем споре между Иркутской областью и Бурятией об уровне воды в Байкале. Об этом будет объявлено в четверг, 29 января. По информации «Газеты.Ru», в правительстве согласились с предложениями Иркутской области и решили увеличить установленный в 2001 году диапазон регулирования воды озера на несколько десятков сантиметров. При этом 14 лет назад диапазон регулирования был установлен между отметками 456–457 метров над уровнем моря.
Такое решение было поддержано экспертами и учеными, которые в действиях бурятских чиновников, заявляющих о катастрофических последствиях для экосистемы озера, увидели элементы борьбы за средства федерального бюджета.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии России, в 2014 году приток воды в бассейн Байкала составил всего две трети от нормы. Подобный дефицит воды в минувшем году затронул многие российские водоемы и обусловлен, как объясняли ученые «Газете.Ru», тем, что прошлая зима была весьма малоснежной. Из-за маловодья самое глубокое озеро планеты вплотную подошло к нижней отметке диапазона регулирования, установленного в 2001 году. В начале января 2015 года правительство столкнулось с дилеммой: удержать уровень воды в официальных границах, уменьшив ее пропуск в единственную вытекающую из Байкала реку Ангару, или специальным постановлением разрешить снизить уровень озера на несколько десятков сантиметров.
За второй вариант выступала Иркутская область: из-за маловодья упал уровень воды в Ангаре и под угрозой оказалась нормальная работа водозаборов Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхово и других городов области, которые вскоре могли оказаться выше уровня воды. Более того, в МЧС подсчитали, что без водоснабжения и тепла при таком раскладе остались бы почти полмиллиона человек и крупнейшие промышленные предприятия Приангарья.
При этом губернатор области Сергей Ерощенко еще осенью 2014 года обращался в федеральное правительство с просьбой увеличить объемы пропуска байкальской воды в Ангару.
На другом берегу Байкала выступили категорически против такой инициативы: чиновники из Бурятии заявили, что снижение уровня воды приведет к катастрофическим последствиям для экосистемы озера. В частности, речь зашла о том, что предлагаемое Сергеем Ерощенко решение негативно скажется на популяции омуля и станет причиной гибели других организмов. Более того, сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов и вовсе предложил ограничить пропуск воды Байкала в Ангару, чтобы удержать его уровень. При том, что такая мера могла бы оставить без тепла и воды 0,5 млн жителей Иркутской области.
«Муниципальным и частным организациям Иркутской области необходимо принять все меры для решения водных проблем», — заявил сенатор. Однако какие именно меры он имел в виду, сенатор не уточнил.
В то же время заместитель министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов рассказал, что из-за маловодья пересохли колодцы в деревнях на берегу озера и без воды останутся 27 тыс. человек. Вот только РИА «Новости» сообщает, что МЧС опровергло эту информацию и отказало главе Бурятии Вячеславу Наговицыну во введении режима чрезвычайной ситуации в силу отсутствия основания для такого решения.
Ученые и экологи, профессионально занимающиеся изучением Байкала, также поставили под сомнение обоснованность заявлений бурятских чиновников о катастрофических последствиях для экосистемы озера от снижения его уровня на несколько десятков сантиметров.
Так, директор Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук академик Михаил Грачев рассказал, что за 50 лет наблюдений до выхода постановления правительства 2001 года, устанавливающего диапазон отметок Байкала 456–457 метров, уровень Байкала около 20 раз превышал отметку 457 метров и более 15 раз опускался ниже отметки 456 метров. И это не сказалось на биоте. Например, в 1981–1982 годах уровень Байкала составлял 455,3 метра, то есть почти на 80 сантиметров ниже текущего уровня.
«18 тысяч лет назад уровень озера опускался на 30 метров, и мы точно знаем, что омуль и сиг уже обитали в Байкале, и, как видите, рыба не исчезла», — заявил исследователь, уверяя, что слухи об экологической катастрофе преувеличены.
С ним согласен и заведующий лабораторией экологии и байкаловедения НИИ биологии Иркутского государственного университета и кафедры ЮНЕСКО профессор Вадим Тахтеев.
По его словам, информация о надвигающейся экологической катастрофе не соответствует действительности. «Маловодные периоды на Байкале регулярно повторяются, и до действительно критической отметки его уровень в настоящее время еще не упал», — заявил он «Газете.Ru».
По слова Тахтеева, ранее бурятские чиновники, наоборот, утверждали, что экологическая катастрофа в республике произошла от повышения уровня Байкала на 1 метр в результате строительства Иркутской ГЭС в середине прошлого века. Тогда Бурятия пыталась через суд получить компенсацию от собственника ГЭС — ОАО «Иркутскэнерго», но безрезультатно. Как отметил Тахтеев, ранее бурятские чиновники сами называли нижнюю допустимую отметку Байкала 455,5 метра, тогда как сейчас угрожают экологической катастрофой, если уровень опустится ниже 456 метров. Исследователь резюмировал, что по данной тематике в 1999 году была опубликована коллективная монография «Гидроэнергетика и состояние экосистемы Байкала».
Примечательно, что чиновники Бурятии и в этот раз публично обвинили в маловодье иркутских энергетиков, а не природу и уже заявили о намерении требовать от них компенсацию. По их мнению, озеро обмелело из-за того, что Иркутская ГЭС «слила» воду Байкала в Ангару, чтобы произвести побольше энергии. В «Иркутскэнерго» назвали эти заявления абсурдными.
«Решение по объемам пропуска воды Байкала через плотину Иркутской ГЭС принимает не «Иркутскэнерго», а Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР), которое входит в состав Минприроды.
Оно руководствуется комплексными интересами всех групп водопользователей: населения, ЖКХ, водного транспорта, рыбного и лесопромышленного комплекса и только в последнюю очередь энергетиков», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе «Иркутскэнерго».
По словам представителей компании, в период нереста ФАВР устанавливает режим работы ГЭС, обеспечивающий благоприятный ход нереста. На период навигации задает навигационный режим для обеспечения судоходства, северного завоза. Агентство также обеспечивает необходимые уровни воды для работы водозаборов, управляет подготовкой водохранилищ к приему паводков во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций. Выработка электроэнергии на ГЭС осуществляется исключительно в рамках выполнения каждого из установленных ФАВР режимов.
«Мы строго исполняли и продолжаем их исполнять. Призываем власти Бурятии отказаться от необоснованных и популистских заявлений», — сказали также в «Иркутскэнерго», отметив, что в компании будут исполнять любое решение, принятое правительством России».
Сейчас в компании рассматривают возможность привлечения бурятских чиновников к ответственности за клевету.
Впрочем, эксперты считают, что власти Бурятии неспроста искусственно нагнетают ситуацию вокруг Байкала. Республика традиционно является главным получателем средств федерального бюджета на мероприятия по охране озера и с 2012 года получила по этой статье уже свыше 1 млрд руб. В текущей ситуации властям Бурятии очень выгодно громко заявлять о своем бедственном положении — ведь это позволит просить новые дотации «на защиту Байкала» у федерального центра.
Кроме того, в конце декабря 2014 года правительство России выделило очередные 500 млн руб. на охрану Байкала для трех регионов: Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Возможно, именно наиболее «пострадавший» регион может рассчитывать на основную часть суммы. И в этом смысле, проиграв войну за отметку озера, Бурятия рассчитывает выиграть финансово.
https://www.gazeta.ru/science/2015/01/28_a_6390689.shtml