Активисты Общероссийского народного фронта провели мониторинг выполнения федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг.», на реализацию которой выделено почти 57,2 млрд руб. Выезд «фронтовиков» на место и изучение соответствующих государственных закупок Министерства природных ресурсов и экологии РФ приводят к однозначному выводу: федеральная целевая программа по возрождению озера была провалена, а миллиарды бюджетных средств ушли непонятно на что. ОНФ обратится в Минприроды с просьбой разъяснить выявленные факты.
«Экологический кризис на Байкале начался примерно в 2011 г. и привел к эвтрофикации (насыщение водоемов биогенными элементами, сопровождающееся ростом биологической продуктивности водных бассейнов) мелководий озера из-за развития на многих участках зоны прибрежного мелководья водоросли спирогира. В последние годы на озере произошел бурный рост туризма, который привел к резкому увеличению сброса биогенных элементов – продуктов жизнедеятельности человека. Отсутствие адекватных мер по наведению порядка, несмотря на миллиарды выделенных средств из федерального бюджета, привели к катастрофическим изменениям экосистемы озера, которые в истории изучения Байкала за последние 100 лет не наблюдались ни разу», – констатировал директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев.
«Фронтовики» отмечают, что всего в программу заложено много мероприятий, не нацеленных на решение экологических проблем озера Байкал. Среди них – ликвидация последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза стоимостью 2 млрд руб., проведение работ по демеркуризации (удаление ртути) цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское стоимостью 1,76 млрд руб., берегоукрепление Иркутского водохранилища за 461,3 млн руб., а также строительство административно-музейного комплекса «Национальный парк Тункинский» за 37,2 млн руб. Эти и другие весьма дорогостоящие мероприятия, прописанные в федеральной целевой программе, никак не могут повлиять на улучшение экосистемы озера.
«С другой стороны, на строительство и ввод в эксплуатацию 13 мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций и 49 полигонов твердых бытовых отходов было заложено 7 млрд руб., из них 482 млн руб. – на 2014–2015 гг. Согласно отчетам о реализации программы, мусоросортировочные, мусороперегрузочные станции и полигоны бытовых отходов так и не построены. При этом рекультивация несанкционированных свалок вокруг Байкала перенесена с 2015 на 2020 г., причем на ликвидацию свалок по программе было заложено всего 34,8 млн руб. На сегодняшний день уборкой территорий озера и ликвидацией несанкционированных свалок занимаются волонтерские движения и общественные организации, которые вывозят тонны мусора», – отмечает эксперт группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального штаба ОНФ в Иркутской области Екатерина Удеревская.
Кроме того, на модернизацию и реконструкцию 46 комплексов очистных сооружений, согласно программе, планируется потратить более 11,2 млрд руб., из них 696,5 млн руб. были выделены в прошлом году и еще более 1 млрд руб. – в текущем. Активисты ОНФ отмечают, что очистные сооружения, расположенные вблизи озера Байкал, работают нестабильно.
Давно запущенные, но не принятые в эксплуатацию очистные сооружения в п. Слюдянка являются неработоспособными. В 2014 г. между администрацией Байкальского городского поселения и строительно-производственной компанией «Анит» были заключены контракты, направленные на модернизацию и реконструкцию очистных сооружений и систем водоотведения на общую сумму 107,7 млн руб. Проведенные «мероприятия» никак не отразились на качестве очистки воды, попадающей в Байкал.
Плюс к этому в программу были включены мероприятия по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК), стоимостью 4 млрд руб. Только разработка проектной документации и инженерные изыскания по этому поводу обошлись бюджету в131 млн руб. В основу принятого проекта легла сомнительная технология рекультивации, предложенная одной из немецких компаний.
Интересно, что в сентябре 2014 г. государственную экологическую экспертизу немецкий проект не прошел. Но, несмотря на это, уже в октябре 2014 г. Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования было установлено, что представленная проектная документация экологическим требованиям каким-то непостижимым образом соответствует.
На сегодняшний день бывший пруд-аэратор БЦБК, который должен принудительно насыщать водоем кислородом и создавать течение, покрыт водорослями, а в месте сброса в него сточных вод образуется пена. Вода, накапливающаяся в пруде-аэраторе, пассивно фильтруется через грунт и попадает в озеро Байкал. Подтверждением тому служит обильное зарастание прибрежной зоны водорослью спирогира, которая развивается в местах с повышенным содержанием биогенных элементов.
«На мелководье всего Байкальского побережья произошла гибель эндемичных байкальских губок и начали бурно развиваться цианобактерии, в особенности в тех местах, где расположены жилые поселки и объекты рекреации», – рассказывает Михаил Грачев.
«Само слово «Байкал» ассоциируется не только с самым глубоким в мире озером, обладающим уникальными особенностями, но и с понятием чистой природной воды. Уверен, что активные действия общественности в совокупности с предъявленными доводами экспертов ОНФ смогут изменить позицию ответственных сотрудников Минприроды России», – отметил депутат Госдумы РФ, координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Владимир Гутенев.
«Ни о каком эффективном расходовании миллиардов бюджетных средств здесь речи идти не может. О чем говорить, если только на подготовку доклада о состоянии озера Минприроды России ежегодно тратит 2,8 млн руб. и при этом содержание докладов не имеет ничего общего с реальной ситуацией на Байкале. Считаем преступной халатностью доведение ситуации на озере до состояния экологической катастрофы вкупе с попытками завуалировать проблему, за которую соответствующие должностные лица должны понести ответственность. Нельзя закрывать глаза на вопиющий «слив» миллиардов бюджетных средств в погибающий Байкал, – отметил сопредседатель Центрального штаба ОНФ, куратор проекта «За честные закупки» Александр Бречалов. – Мы направим все документы в Счетную палату РФ для учета в экспертно-аналитической работе в соответствии с созданным по поручению президента России механизмом взаимодействия Народного фронта с данным ведомством».
https://onf.ru/2015/10/22/v-onf-nazvali-prestupnoy-halatnostyu-sryv-realizacii-programmy-po-podderzhke-ozera-baykal/