Доклад Председателя подкомитета по водным биологическим ресурсам Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Э.Г. Глубоковской
на тему: «Законодательное обеспечение повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса
Российской Федерации"
Достижение стратегической цели по обеспечению продовольственной безопасности России и удовлетворении растущих потребностей наших граждан в качественной рыбной продукции невозможно без повышения эффективности рыбохозяйственной отрасли.
Важными вехами на этом пути должны стать переход на инновационный путь развития, внедрение новейших технологий, научно обоснованное расширение ресурсной базы, в том числе в открытых районах Мирового океана, усиление международного сотрудничества как по вопросам ННН-промысла, так и повышение эффективности работы международных организаций, обеспечение глобальной конкурентоспособности товаров и услуг российского рыбохозяйственного сектора.
Главной задачей мы, законодатели считаем не допустить отставания законодательного регулирования от тех проблем и вызовов, которые сегодня есть в отрасли.
Во-первых, Россия стала полноправным членом ВТО. Поэтому безотлагательно надо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также дополнения в другие законодательные акты Российской Федерации:
1. Законодательно закрепить использование долей квот и договоров на рыбопромысловые участки как предмета залога в коммерческих банках и лизинговых компаниях, а также установить более эффективный механизм вторичного оборота долей и рыбопромысловых участков.
2. Гармонизировать сроки действия договоров на рыбопромысловые и рыбоводные участки со сроками действия договоров на предоставления долей квот на основе исторического принципа.
3. Законодательно обеспечить опережающее развитие прибрежного рыболовства в приморских регионах на основе концепции единого промыслового пространства, ликвидации чрезмерных административных барьеров и дифференцирования налоговой ставки сбора за водные биоресурсы.
4. Закрепить право применения единого сельскохозяйственного налога за рыбохозяйственными организациями (включая рыбоперерабатывающие) без ограничения их средней численности за налоговый период.
5. Применять нулевую ставку НДС для судостроительных и судоремонтных предприятий, осуществляющих деятельность по производству, ремонту, техническому обслуживанию, модернизации судов рыбопромыслового флота.
6. Разработать систему мер, стимулирующую обновление техники (включая рыбопромысловые суда) и технологий в рыбохозяйственном комплексе.
7. Обеспечить ликвидацию излишних административных барьеров.
8. Разработать систему мер, эффективного противодействия ННН-промыслу.
Во-вторых, 28 февраля 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» до 2020 года и в этой программе имеется весомый законодательный блок (в том числе, принятый в конце прошлого года важнейший Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Законодательные новации в рамках Госпрограммы направлены на:
Совершенствование норм Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в частях, касающихся применения института залога в отношении прав на добычу ВБР, регламентации использования рыбопромысловых участков в нескольких целях, совершенствование норм в целях оперативного регулирования рыболовства и других.
Нормативное правовое регулирование в рамках Технологического регламента рыбной продукции, принимаемого Таможенным союзом Россия-Казахстан-Беларусь.
В-третьих, по внутренней логике развития рыбохозяйственного законодательства необходимо предусмотреть также рассмотрение ряда других законопроектов, не упомянутых в предыдущих двух разделах моего доклада. Так, по инициативе Правительства Российской Федерации, Государственная Дума приняла в первом чтении весьма резонансный законопроект «О любительском рыболовстве». Вместе с тем данный законопроект, который предполагают рассмотреть во втором чтении в мае 2014 года, требует, на мой взгляд, серьезной доработки как минимум в трех новеллах, а именно в частях, касающихся:
дополнительных гарантий от злоупотреблений при формировании рыболовных участков (имею в виду соблюдение баланса интересов граждан по бесплатной и платной рыбалке);
установления механизма дозирования антропогенной нагрузки на запасы водных биоресурсов и среду их обитания (полагаю, что экологическая компонента законопроекта проработана крайне слабо);
организации эффективного статистического учета уловов рыбаков-любителей и принятия адекватных государственных мер по восстановлению подорванных запасов водных биоресурсов (путем искусственного воспроизводства и зарыбления водных объектов).
Другой важнейший законопроект «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании
оборота продукции из них», был разработан Минсельхозом России по поручению Президента Российской Федерации и более шести лет назад внесен в Правительство России. Однако в Правительстве он, видимо, потерялся (думаю на радость браконьерам). По крайней мере, этот законопроект (кстати, предусматривающий элементы государственной монополии на оборот продукции из осетровых рыб) Правительство до сих пор так и не внесло на рассмотрение Государственной Думы. Каспийские осетровые – один из мировых брендов России. Сохранение и приумножение запасов осетровых рыб наш долг перед будущими поколениями граждан России. Поэтому необходимо внести данный законопроект в Парламент Российской Федерации хотя бы в 2014 году.
Что касается долгосрочных законотворческих планов, то, как мне представляется, необходимо следовать главной тенденции в отечественном законодательстве – кодификации отдельных отраслевых законов. В Российской Федерации в сфере законодательства о природных ресурсах уже есть «Лесной кодекс», «Водный кодекс», «Земельный кодекс», «Кодекс о недрах». Разрабатывается «Экологический кодекс». Другие сферы законодательства тоже в большинстве своем кодифицированы. А вот подготовка «Рыбохозяйственного кодекса» (кстати, по моему мнению, с обязательным включением в него правового регулирования всей рыбохозяйственной технологической цепочки, в том числе - переработки водных биоресурсов, хранения и транспортировки продукции из них) пока даже не начиналась.
Полагаю что проект «Рыбохозяйственного кодекса» может быть подготовлен в 2014-2015 годы и принят Федеральным Собранием-Парламентом Российской Федерации до 2016 года, когда заканчиваются полномочия нынешнего созыва депутатов Государственной Думы России.