Государственная программа развития рыбохозяйственного комплекса: реальность и перспективы
(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии,
академика РАН В.И.Кашина 21 апреля 2014 года на парламентских слушаниях по проблемам рыбохозяйственной отрасли)
Уважаемые товарищи, участники слушаний!
Мы собрались с вами сегодня с тем, чтобы подробно и серьезно обсудить проблемы, накопившиеся в рыбохозяйственной отрасли.
Позвольте мне в своём вступительном слове остановиться на некоторых проблемах, которые мы считаем в комитете серьёзными, и они, как и ваши выступления на этом направлении, будут учтены в дальнейшей нашей работе по Государственной программе Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
Я думаю начать с того, что большими усилиями Минприроды России Охотское море было признано нашим внутренним морем. 52 тысячи квадратных километров акватории стали собственностью нашей страны, а это дополнительные биоресурсы, природные богатства.
Как вы хорошо знаете, сегодня большая работа проводится на этом направлении в Северном Ледовитом океане. Очень много делают наши геологи, Минприроды России в целом, наука, чтобы мы увидели и здесь результаты своего труда в геополитическом плане. Когда соответствующая работа будет завершена, то достаточно большое количество квадратных километров Северного Ледовитого океана будет признано нашей экономической зоной.
Это даёт нам определённое право думать, что Россия сегодня после Олимпийских игр, и после возвращения Крыма с городом Севастополем в наше российское лоно, в границы своей исторической Родины, встаёт с колен и не может при такой перспективе страдать наше сельское хозяйство и, в частности, рыбохозяйственная отрасль.
Поэтому когда мы говорим о вопросах, связанных с продовольственной безопасностью, с решением этой самой серьёзной задачи параллельно с вопросом оборонной безопасности, именно на этих двух больших столбовых направлениях зиждется независимость любой державы. Мы осознаем геополитические интересы нашей страны, всего нашего населения, которому нужно качественное продовольствие, в первую очередь выращенное и произведенное в нашей стране, а не ввезенное из-за рубежа.
В целом мы с вами знаем, что каждый год мы ввозим в страну продукцию на 48 миллиардов долларов. Это огромное количество, которое, по большому счёту, равно всей оценённой годовой сельскохозяйственной продукции, то есть по существу 50 процентов, а в крупных городах этот завоз и потребление доходит до 60-70 процентов.
И поэтому сегодня, исходя из инициативы в том числе нашего комитета, проводится и Госсовет Российской Федерации, который будет рассматривать вопросы устойчивого развития агропромышленного комплекса, включая рыболовство.
Руководители фракций Государственной Думы, члены Госсовета Российской Федерации, а также ряд субъектов Российской Федерации, которые будут сегодня представлять интересы крестьян, будут говорить как раз на этом направлении.
Ситуация усугубилась вступлением России в ВТО. Условия, на которых произошло присоединение к этой организации, существенно обострили неравенство в конкурентной борьбе отечественных и зарубежных сельскохозяйственных товаропроизводителей в пользу последних. Государство практически отказалось от регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, наложило на себя неадекватные масштабам страны ограничения по объемам поддержки сельскохозяйственного производства, полностью отказалось от возможности предоставления экспортных субсидий.
Необходимо учитывать и то, что в странах-конкурентах существенно лучше экономические условия функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе цены на реализуемую продукцию, материально-технические ресурсы, процентные ставки по кредитам даже с учетом их частичного субсидирования в России.
Наш отечественный сельхозпроизводитель сегодня получает на гектар 36 долларов. Например, в Швеции эта сумма составляет около 14 тысяч долларов, в Китае - больше тысячи долларов на гектар, ЕС - 380 долларов на гектар. Эти данные свидетельствуют о существующей диспропорции и сложных условиях труда наших крестьян.
Но мы надеемся, что Госсовет Российской Федерации будет тем двигателем, той точкой опоры, с помощью которой к развитию агропромышленного комплекса нашей страны будет привлечено большее внимание, потому что успех в геополитике, освоении наших территорий без деревень, без сёл, без аулов, без хуторов, без рыбацких посёлков по существу невозможен.
В апреле текущего года состоялось заседание комитета, где рассматривали представленную нам Государственную программу развития рыбохозяйственной отрасли в нашей стране. Цели, предусмотренные этой программой, - перейти от экспортно-сырьевого к интенсивному инновационному развитию отрасли, - заявлены как всегда благородные. Но, проведя анализ содержания Госпрограммы, мы увидели многие проблемы, которые требуют обсуждения и сегодня, в целях дальнейшего исправления сложившейся ситуации.
Дело в том, что в ближайшие годы финансирование и из федерального бюджета, и из регионального бюджета предусматривает именно программное обеспечение, и через защиту соответствующих программ выделяются те или другие средства бюджета на развитие отрасли.
Первое, на что хочу обратить внимание, и что мы предложили и Росрыболовству, и Министерству сельского хозяйства России - вместе со всеми отраслевыми нашими ассоциациями сделать всё для изменения ситуации, которая мешает динамичному развитию отрасли, всех семи подпрограмм Госпрограммы.
Мы с вами не первый раз здесь говорим, и на III Съезде рыбаков об этом говорили два года назад, а в мае следующего года у нас будет очередной съезд, как мы договорились, и проблемы мы обозначали абсолютно точно с тем, чтобы динамика развития отрасли была обеспечена, в том числе за счёт федерального бюджета.
И в первую очередь, мы все сошлись в мысли, что без развития рыболовецкого флота по существу невозможно решать главную задачу по добыче, переработке соответствующего добытого сырья, морепродуктов, рыбы.
История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила, конечно, в годы Советской власти и особенно тогда, когда наш рыболовецкий флот бороздил абсолютное большинство морей Мирового океана.
Во многом это было обеспечено производственным потенциалом промыслового флота. Его количество и структура были подчинены одной задаче – обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости нашего государства.
Действовавшие в 50-е – 80-е годы ХХ столетия международные нормы в области рыболовства позволяли отечественному флоту наращивать объёмы вылова в необходимых стране количествах. Даже введение в 1976 году прибрежными государствами 200-мильных экономических зон и потеря вылова в этих зонах в объёме 5,0 – 5,5 млн. тонн не смогло остановить наращивание уловов отечественным флотом, который вносил существенный вклад в продовольственную корзину страны почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции.
В эти годы большое внимание в отрасли уделялось обеспечению промышленности стабильной сырьевой базой. Были развёрнуты научно-иcследовательские и поисковые работы по всему Мировому океану.
Большую роль в обеспечении отечественного флота сырьевой базой в экономических зонах зарубежных государств играли десятки представительств отрасли в этих государствах.
Управление добычей водных биоресурсов осуществлялось из единого центра и было подчинено главной задаче – обеспечить полноценное и качественное питание населения рыбой, а сельское хозяйство – технической кормовой продукцией.
К великому сожалению текущее состояние промыслового флота не выдерживает никакой критики.
И мы видим с вами, уважаемые коллеги, что 7 тысяч у нас было судов и крупнотоннажных, и среднетоннажных, и другого класса судов.
Сегодня количество судов сократилось до двух с небольшим тысяч. Причём экспертная оценка, что износ судов и соответствующего оборудования составляет около 80 процентов. Если говорить о перерабатывающих наших объектах, то там износ составляет около 100 процентов. То есть технологии и оборудование уже давно амортизировались, но по-прежнему на этих технологиях, на этих устаревших линиях работают наши переработчики.
Не смотря на это, новой редакцией Государственной программы сокращаются даже те средства, которые предполагалось выделить ранее. Очевидно, что при такой постановке государство само наносит удар по продовольственной безопасности.
Этого нельзя допустить ни в коем случае!
Отмечу также, что отдельные компании при всей серьезности ситуации отмахиваясь заявляют о наличии возможностей аренды кораблей у других стран. Но мы считаем, это в корне неверной политикой. Ответственные компании должны понимать, что приоритетом является развитие отечественного флота, в том числе посредством современных систем кредитования, мер экономического стимулирования и других преференций. Рыболовецкий флот должен принадлежать нашей стране, нашим компаниям, а не быть где-то арендованным принося прибыль зарубежным конкурентам.
Кроме того, последние события показали, как в мире всё непросто. Политика уже управляет экономикой.
В этой связи Комитет видит развитие российского рыболовецкого флота одной из главных задач. Верность этой позиции Комитета подтверждена ведущими учеными – директорами крупнейших профильных НИИ, выразившими солидарное мнение в рамках недавней встречи. Освоение Мирового океана современным флотом - высочайший приоритет.
В этом контексте уже упомянутое мной сокращение финансирования на 30% от ранее выделенных средств по существу является трагедией.
Мы всеми силами должны отстаивать финансовое благополучие отрасли.
Второе. Когда мы говорим о добыче, мы видим здесь снова в программе к 2020 году сокращение, в принципе, общего количества добываемых морских ресурсов, до 3 миллионов 900 тысяч тонн.
Совсем недавно только рыбы и рыбных ресурсов мы имели 7 с лишним миллионов тонн. Отрасль, пережившая в конце прошлого и начале текущего столетий кризисный период и демонстрировавшая динамику последние годы, в настоящее время сбавляет темпы развития. Если в 2013 году положительная тенденция в основных показателях еще наблюдается, то перспективный период заставляет задуматься о необходимо принятия кардинальных мер по изменению ситуации в целом.
Мы должны выйти на те показатели, которые определили с вами в программе обеспечения продовольственной безопасности, которая идёт в целом по Минсельхозу России, индикаторы которой давно утверждены и приобрели силу закона. И к ним надо приближаться с опережением, а не с отставанием.
Далее. Я хотел бы обратить внимание на аквакультуру. Много разговоров у нас было по этой теме. Приняли закон. Вместе с вами много трудились над тем, чтобы решить основные проблемы, о которых говорили рыбаки, о которых говорил Росрыбхоз, и так далее.
И в этом плане принятый закон открывает возможности. У нас около 1 миллиона гектар площадей, пригодных для аквакультуры. Даже по одной тонне товарной продукции выращивать с гектара, и то получается миллион тонн, а возможно и полторы и две тонны с гектара получать, как это позволяют современные технологии. Наша наука имеет на этот счёт соответствующие разработки, да и опыт у нас в этом плане есть.
Отсутствие финансового обеспечения основных мероприятий господдержки товарной аквакультуры приведет к тому, что объем производства до 2020 года останется 140-150 тыс. тонн в год.
В Советское время мы работали на этом направлении на уровне современного Китая 20 лет назад. А сегодня скатились до 150 тысяч тонн. И это при том огромном потенциале, которым обладает наша страна с ее огромными морями и внутренними водоемами. В мире аквакультура составляет 56% от общего объема вылова водных биоресурсов, а у нас 3-4%.
Доля России в мировой аквакультуре составляет 0,2 %, что ниже доли Африки (2,2%) и несопоставимо с долей Китая, которая составляет 60 % от мирового объема производства аквакультуры. Эти цифры смотрятся особенно дико, учитывая, что Россия обладает крупнейшим в мире водным фондом внутренних водоемов и прибрежных акваторий морей.
В этом плане ещё раз хочу обратить внимание, в том числе присутствующего представителя руководства Росрыболовства - заместителя Министра сельского хозяйства, на то, что надо приложить все имеющиеся силы для обеспечения положительной динамики в данной сфере.
Следующий серьезный вопрос стоит в отношении науки и ее развития. Без этого вообще движение ни в одной отрасли немыслимо. Без научных исследований вообще невозможно развитие какой-либо отрасли. Тем не менее, многие достижения в этой сфере сегодня находятся под угрозой все того же недостаточного финансирования.
Думаю, все с нами согласятся, что при снижении финансирования рыбохозяйственной науки на 30 процентов, развитие отрасли будет отброшено назад, нивелируя тем самым многие достижения российских ученых в соответствующей отрасли.
Как говорится, свято место пусто не бывает. Наши квоты будут выбирать другие страны, увеличивая свое присутствие в Мировом океане. Бьют тревогу по этому поводу рыбаки, но ситуация практически не меняется. При таком подходе к финансированию науки мы и дальше будем терять наши позиции.
Кроме того, мы поставили исследователей в такие условия, что материал, добытый в научных целях, после исследований они должны выбрасывать в море. Мы их и не финансируем, и не даём возможность хоть каким-то небольшим образом оставаться «на плаву».
Звучат мнения о коррупционной емкости данного механизма. Но можно ведь сформулировать все исчерпывающе, исключив данные риски. К слову сказать коррупция не устранена и в действующем правовом поле.
В этом контексте положительный эффект можно получить благодаря эффективному контролю и надзору, эффективность ведения которых сегодня оставляет желать лучшего.
К примеру, сегодняшний рынок составляет около 10,2-10,3 тысячи тонн продукции осетровых при легальной квоте - 0,7-0,8 тысячи тонн - Процветает браконьерство.
Рыбаки также требуют повышения безопасности работы, особенно в Мировом океане. Но это невозможно без развития системы аварийно-спасательных работ на рыбопромысловых судах, в районах промысла при осуществлении рыболовства, которая сегодня также финансируется по остаточному принципу.
Все сказанное усугубляется проблемами в области воспроизводства водных биологических ресурсов. Государственные задания на выпуск молоди водных биоресурсов сократились на 22,5%, что в будущем крайне негативно скажется на объемах добычи.
Свою лепту вносит также низкая эффективность законодательной системы. Комитет это отчетливо понимает и выстраивает свою работу соответствующим образом.
Очевидно, что требует совершенствования закон "Об аквакультуре". Привнести позитив можно использовав опыт лесного законодательства. В лесу арендатор, который очень эффективно работает имеет право перезаключить договор аренды на льготных условиях и более длительный срок. Точно так же прорабатывается правовое регулирование в сфере охоты.
Если удастся добиться увеличения финансирование еще на 89 миллиардов рублей, то лишь в этом случае удастся к 2020 году значительно увеличить вылов, приблизившись к 5-6 миллионам тонн, увеличить объем производства продукции аквакультуры на 65,9 процентов, выпуск мальков на 37,5 процентов. Доля отечественной продукции на внутреннем рынке страны в рассматриваемом сценарии будет составлять 85 процентов.
Убежден, что мы вместе справимся с теми задачами, которые сегодня обязаны решать по обеспечению нашего населения рыбной продукцией, и сделать всё необходимое для эффективного развития инфраструктуры. Это неизбежно повлечет за собой скачек в развитии судостроения, систем логистики, перерабатывающей отрасли и так далее по всей цеепочке.
Восстановление рыбохозяйственной отрасли, ее динамичное развитие должно оставаться одной из главных задач государства.
Заработная плата простого рыбака поражает своими размерами. Приведу пример: средняя рыночная стоимость горбуши сегодня составляет более 150 рублей. Из них компания осуществившая лов получает лишь 25 рублей (14-15%). А труд простого рыбака при этом оценивается в ничтожные 5 рублей.
В этой связи отмечу, что фракция КПРФ давно внесла законопроект о том, что труд рыбака должен оцениваться в 50%. Первые 75 рублей должно полагаться рыбаку, а другие 75 – переработчикам и торговле. Только так можно будет эффективно изменить ситуацию. Только тогда будет привлекателен труд в отрасли. Только тогда будут привлекаться мотивированные трудолюбивые кадры.
Сегодня такая система существует во всем мире. Поэтому сельское хозяйство, и рыбная отрасль в том числе, в мире прирастает рабочей силой. В России же каждый год наблюдается лишь снижение. Отрасль теряет привлекательность.
Именно поэтому мы сегодня и собрались, чтобы нашу общую точку зрения услышали в Государственной Думе, в Совете Федерации, в Счётной палате, в Правительстве, в Администрации Президента.
Если сегодня мы отпустим ситуацию, то гарантированно обеспечим стране второй дефолт, навсегда утратит Россия продовольственную безопасность, что абсолютно недопустимо.
Вот, исходя из этого, 34 пункта обозначено в решении Съезда рыбаков. Первый начинается с того, чтобы была отрасль самостоятельной. Комитет однозначно высказался за это. Опыт подсказывает, что такие наши фундаментальные отрасли, как лесное хозяйство, рыболовство надо выводить напрямую на Правительство, давать полностью самостоятельные действия, в том числе и в плане законодательных инициатив, чтобы оперативно можно было решать вопросы, а не годами тянуть.
Поэтому, уважаемые коллеги, я внимательно посмотрел все 34 пункта, по многим мы сегодня уже поговорили, многие вопросы мы за эти два года решили, но тем не менее нам через год встречаться с рыбаками, с делегатами съезда. И с какими глазами мы к ним придём, и что мы будем им говорить, если сейчас проиграем битву за финансы, за систему мер развития нашей отрасли?
Давайте будем делать всё, что зависит от каждого из нас, и у нас всё получится. Руководство отрасли молодое, но опытное, энергии много. Главное, чтобы она прорастала, эта энергия, на конкретных делах и на успехе. Спасибо. Всем желаю добра.