Наилучшим доступным технологиям быть?!
Государственная Дума Федерального Собрания РФ 1-го и 2-го июля текущего года рассмотрела во втором и третьем чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Регулирование предлагаемых изменений природоохранного законодательства, в первую очередь, направлено на совершенствование нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий.
Текст принятого Государственной Думой РФ по результатам трех чтений Федерального закона направлен в Совет Федерации (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии) для одобрения.
В случае одобрения указанного Федерального закона верхней палатой парламента Российской Федерации и подписания Президентом России Федеральный закон вступит в силу 1 января 2015 г. за исключением отдельных положений, вступающих в силу в более поздние сроки.
Российскую промышленность ждет перезагрузка. Министерство природных ресурсов решило запустить масштабную модернизацию отечественных компаний. Соответствующий законопроект 1 июля 2014 года во 2 чтении рассматривают в Госдуме. По нему, все предприятия страны разобьют на 4 группы, в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. Если депутаты законопроект примут, с 2016 года 300 самых "грязных" производств должны будут начать масштабную модернизацию оборудования. Льготы - предусмотрены, но минимальные, большая часть финансовой нагрузки все же ляжет на бизнес. Елена Останина выяснила, во сколько обойдется предпринимателям промышленная перезагрузка.
ЕЛЕНА ОСТАНИНА
КОРРЕСПОНДЕНТ
- Сергей Ефимович, добрый день. В ГД сейчас готовится к рассмотрению во 2 чтении законопроект о техническом нормировании в области охраны окружающей среды. Насколько мне известно, долго обсуждался - еще в 12 году доходил до ГД, отправили на доработку. Что подразумевается под фразой техническое нормирование и почему так долго не могли согласовать детали законопроекта?
СЕРГЕЙ ДОНСКОЙ
МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
- Этот законопроект, в первую очередь, нацелен даже не только на внедрение наилучших технологий с точки зрения снижения воздействия на окружающую среду, это ядро всех начинаний последнего времени, которое направлено на модернизацию производства. На модернизацию вот в таком масштабе всей промышленности России. Это серьезный шаг вперед по внедрению и переходу наших старых производств на новые, конкурентные технологии. Естественно, это требовало очень большого обсуждения с промышленностью, как это будет происходить, какие механизмы будут использоваться для внедрения новейших технологий - механизмы с точки зрения побуждения, и с точки зрения поддержки производства. Потому что понятно, придется в ряде случаев переходить на новые технологические цепочки в живом, онлайн-формате и это, конечно, потребует много усилий, и усилий как инвестиционных, много средств потребуется для того, чтобы внедрять эти технологии, приобретать в ряде случаев - за рубежом, но я надеюсь, в большей части технологии будут использоваться те, которые будут производиться у нас здесь, в России. И мы нацелены именно на это.
В приоритете - внедрение новейших технологий отечественного производства
- Не все, естественно, технологии, которые имеются на земном шаре, мы будем внедрять. Будем внедрять только те, которые экономически можно реализовать здесь, у нас в России. И еще раз подчеркну - в приоритете стоят те технологии, которые будут производиться здесь в России, потому что кроме модернизации мы еще хотим запустить смежные отрасли, которые производят оборудование, подготавливают специалистов и производят много чего еще для того, чтобы эти технологии внедрялись.
Е.О.: - А как будет определяться, какое предприятие должно быть в первую очередь модернизировано, и все ли предприятия будут модернизироваться - это будет определенная отрасль, или зависит от количества выбросов в окружающую среду. Что будет критерием?
С.Д. - Критерием, на самом деле, и в законе это установлено, критерием внедрения новейших технологий будет воздействие на окружающую среду. И, как я уже сказал, самая грязная группа - в кавычках, естественно, те предприятия, которые имеют максимальное воздействие, практически 80%, на окружающую среду, а их, на самом деле, не так много. Не так много с точки зрения масштабов производства у нас в стране. Мы выделили группу из 300 предприятий, но они относятся почти ко всем отраслям, грязным отраслям, естественно, у нас здесь в России. И эти 300 предприятий должны будут с 18 года готовить соответствующие планы, готовиться к переходу на наилучшие технологии.
В целом инвестиции, которые потребуются для модернизации производства, хотя бы первой волны, 300 предприятий, сумма покажется достаточно существенной. По нашим оценкам, это где-то около 2-2,5 трлн рублей.
- А вторая группа - кто это? Что это за предприятия?
- Это могут быть тоже предприятия с металлургии и с/х, но которые меньше имеют воздействия. Бывает это меньшее воздействие из-за объема производства, а где-то ряд предприятий успел модернизироваться, например, у металлургов, поэтому они в 1 группу, скорее всего, не попадут. Соответственно, существуют еще 2 группы, это с минимальным воздействием и практически с отсутствие воздействия на окружающую среду. К ним будут применяться меры умеренного административного контроля. Например, в группу, которая не оказывает воздействия на окружающую среду, мы относим детсады, школы, понятно, что это не производство.
Е.О.- Основная финансовая нагрузка ложится на сам бизнес?
- Естественно! Это будут затраты бизнеса, но, я думаю, предприятия к этому пришли. Не сегодня, так завтра. Поэтому, я думаю, внедрение этого закона, это как раз побудит многих, которые откладывали модернизацию на перспективу, побудит этим заняться сейчас.
Плату за воздействие на окружающую среду повысят сначала в 25, потом в 100 раз
С.Д.- Мы предполагаем в качестве основных инструментов льготирования - это и льготы по процентным ставкам, и по амортизации. Будет использована льгота или зачет затрат, которые предприятия будут нести на модернизацию в счет платы за воздействие на окружающую среду, то есть то, что они должны были уплатить с учетом того нормирования, которое на данный момент есть, эта плата может быть зачтена в счет инвестиций на модернизацию. Со следующего финансового периода эта плата будет поднята в 25 раз, потом мы планируем поднимать ее до 100 раз. Тем самым это будет для тех предприятий, которые захотят модернизироваться, это будет очень серьезный отток финансовых средств, которые будет стимулировать их к проведению всех необходимых мероприятий.
Е.О.- Вот эти наилучшие доступные технологии, кто будет решать, какая технология на рынке сейчас является наилучшей? Ваше министерство или конкретное ведомство?
Какие технологии необходимо внедрять в производство, решат профильные министерства
С.Д. - Мы в данном случае пальму первенства хотим передать профильным министерствам, потому что они лучше знают, какие технологии сейчас внедряются. И самое главное - они лучше знают, какие технологии можно произвести здесь, в России. Потому что, в первую очередь, мы хотим сориентироваться на производство именно здесь, производство российское. Хотя без опыта зарубежного, наверное, все-таки в ряде случаев просто не обойтись. И мы будем использовать тот опыт, который накоплен за последнее время в европейских странах и в тех странах, где опыт наилучших технологий сейчас внедряется.
Е.О.- Семь лет вы даете предприятиям на модернизацию. Не слишком это маленький срок? Потому что, насколько мне известно, Европа давала своим компаниям 12 лет.
С.Д. - Мы, в первую очередь, даем 7 лет, и компания за эти 7 лет должна уложиться в программу, которую она подготовила. Но, если компании потребуется дополнительный период, то, в принципе, это отдельно может быть рассмотрено на комиссии. Мы применяем, используем растянутый период внедрения НДТ, с точки зрения выделения ряда предприятий, где будет внедряться эта технология, потом эти предприятия смогут использовать первыми те самые меры стимулирования или поддержки, которые будут создаваться. А другие предприятия уже пойдут на этот шаг после 2020 года. С точки зрения такой масштабной модернизации мы решим, с одной стороны, вопросы экологические, природоресурсные, то есть, переходя на новые технологии, которые снижают использование сырья. С другой стороны, как раз запустим этот масштабный маховик, связанный с модернизацией. Потому что для того, чтобы тысячи предприятий смогли внедрять такие технологии, придется запустить производство по созданию таких производственных цепочек, они должны быть здесь у нас, и мы должны их использовать с точки зрения дополнительной возможности для роста экономики.
Опубликовано: 01 Июля 2014 (14:56)
https://www.mnr.gov.ru/mnr/minister/statement/detail.php?ID=134643