«Совершенствование правового регулирования использования водных ресурсов и общераспространенных полезных ископаемых»
Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение совершенствования правового регулирования использования водных ресурсов и общераспространенных полезных ископаемых, участники заседания парламентских слушаний отмечают следующее.
Вода является важнейшим ресурсом для всех видов жизнедеятельности человека. В этой связи бесспорно то, что проблемы использования и охраны водных ресурсов являются как национальными, так и международными приоритетами, а с их решением связаны геополитические интересы многих государств мира.
По оценке экспертов Организации Объединенных Наций, к 2025 г. не менее 52 стран мира с населением 3 млрд. человек будут жить в условиях маловодья и дефицита воды. Это прежде всего Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Индия, страны Африки и Латинской Америки.
Проблемы нормального водообеспечения значительны не только сами по себе. Они оказывают самое непосредственное влияние на многие сферы человеческой жизни и деятельности, в первую очередь, на агропромышленный комплекс, для нужд которого используется более 70% водных ресурсов. Таким образом, дефицит воды может выступать также одной из причин возникновения продовольственных проблем и уже сейчас рассматривается как одна из главных причин будущих вооруженных конфликтов.
В этой связи то, что Россия обладает более 20% мировых запасов пресных вод, делает её в данном отношении одной из наиболее богатых стран мира. И в перспективе России отводится особая роль в решении проблем рационального водопользования не только на своей территории, но и на международной арене.
Располагая столь огромными водными ресурсами, Россия в целом ряде регионов испытывает в них острый дефицит в связи с неравномерным распределением и поистине варварским загрязнением бытовыми и промышленными стоками. Примечательно, что на наиболее развитые и наиболее заселенные центральные и южные районы Европейской части России, где, как известно, сосредоточено 80% населения, приходится лишь 8 % водных ресурсов.
Создание надлежащих условий для охраны и рационального использования водных объектов является в настоящее время стратегически важной задачей, решение которой позволит сформировать конкурентоспособный водохозяйственный комплекс, ориентированный на достижение соответствующих статусу ведущей мировой водной державы лидирующих позиций в области знаний, опыта создания и управления водохозяйственными системами, экспорта инновационных технологических решений и современного оборудования.
Для решения целого ряда серьёзных проблем в области оптимизации водопользования, связанных с загрязнением поверхностных и подземных водных объектов, вредным воздействием вод (подтопление, затопление), старением основных водохозяйственных фондов, ухудшением экологического состояния малых рек, озёр и водохранилищ, требуется принятие хорошо скоординированных и целенаправленных кардинальных мер.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся:
– гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России;
– совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений.
Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, которая определяет:
- основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование;
- охрану водных объектов;
- защиту от негативного воздействия вод;
- формирование и реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере;
- базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
- принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.
В соответствии с нормами Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), вступившего в силу с 1 января 2007 года, изменена система государственного управления использования и охраны водных объектов.
Однако формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию положений современного водного законодательства, на настоящий момент не завершено, что порождает трудности правоприменения его норм.
Так как отдельные положения ВК РФ не являются нормами прямого действия, в целях обеспечения их реализации Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти должны быть разработаны ведомственные нормативные правовые акты.
Однако, из планируемых к принятию 66 Схем комплексного использования и охраны водных объектов, 343 Правил использования водохранилищ приняты только по Богучанскому водохранилищу; не утвержден ни один из запланированных к принятию 152 нормативов допустимого воздействия на водные объекты. В то же время представляется целесообразным осуществление поэтапного принятия названных документов с целью создания условий для возможности их плотного применения.
В целях реализации положений п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации об охране природных ресурсов в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях водным законодательством предусмотрено установление ряда ограничений использования вышеназванных видов природных ресурсов.
Случаи и порядок установления ограничений водопользования напрямую предусмотрены ВК РФ, действующим на всей территории Российской Федерации.
Однако возникают сложности в правоприменительной практике, связанные с исполнением органами государственной власти своих полномочий, подтверждаемые многочисленными обращениями граждан, которые отмечаются также при осуществлении ими предусмотренного ст. 6 ВК РФ права пользования водными объектами, береговой полосой водных объектов общего пользования. Предусмотренное в ст. 65 ВК РФ право осуществлять в границах водоохранных зон строительство хозяйственных и иных объектов нередко трактуется застройщиками как возможность ограждения территории и закрытия свободного доступа к водным объектам.
Должный контроль за обеспечением на практике, таким образом, общедоступности водных объектов для населения не осуществлялся.
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена положением о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Пока ситуация не изменилась к лучшему, о чем свидетельствуют обращения, поступающие в адрес Комитета, и сообщения средств массовой информации.
Особую актуальность проблема обеспечения общедоступности водных объектов для населения приобрела в связи с обсуждением разработки и принятия проекта федерального закона «О любительском рыболовстве».
Вероятно потребуется внести уточняющие изменения в ВК РФ, ввести новую норму в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив административную ответственность за нарушение прав граждан на пользование водными объектами общего пользования, береговой полосой таких водных объектов.
Все большую актуальность приобретает вопрос экологической оптимизации стратегии хозяйственного освоения берегов водных объектов, сохранения их природных комплексов, что связано с расширяющимся проникновением в береговую зону, которая во многих случаях несет многоцелевую антропогенную нагрузку, нередко превышающую ее природный потенциал устойчивости.
В результате значительной рекреационной нагрузки, приходящейся на долины городских рек, которую природные комплексы в естественных условиях не испытывают, необходима реализация целого комплекса специальных мероприятий по обустройству данных территорий и повышению их устойчивости.
Прежде всего необходимо отметить то, обеспеченность водными ресурсами на сегодняшний день требует активных действий по строительству и ремонту гидротехнических сооружений, охраны водных объектов, укрепления береговых линий, проведения комплекса экологических мероприятий.
По данным Росгидромета, наводнениям в Российской Федерации периодически подвержены территории около 500 тыс. км2; наводнениям с катастрофическими последствиями – 150 тыс. км2, где расположено более 300 городов, десятки тысяч поселков и сел (поселений), более 7 млн. га сельскохозяйственных угодий.
Сегодня, как показывают последние события (г. Крымск, г. Дербент), люди нуждаются в создании водозащитных сооружений.
К паводкоопасным территориям в первую очередь относятся части территории бассейнов рек Амура, Енисея, рек о. Сахалина, Забайкалья, Среднего и Южного Урала, Нижней Волги, Северного Кавказа.
В Федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.04.12 г. № 350, отмечено 450 поселений, подверженных вредному воздействию вод.
Напрямую с угрозой обеспечения жизнедеятельности населения связана угроза экологической безопасности, возникающая в момент наводнений. Так, в зоне возможного затопления прибрежных населенных пунктов Рыбинского гидроузла могут оказаться экологически опасные объекты – кислогудронные пруды, что приведет к экстремально высокому загрязнению Волги. Увеличению темпов разрушения берегов в нижнем бьефе Рыбинского гидроузла способствует особенность его расположения – основной сброс воды осуществляется не вдоль, а перпендикулярно старому руслу Волги, в результате чего течение меняет свое направление несколько раз в день, что создает вероятность чрезвычайных ситуаций на объектах различного назначения, представляющих опасность для экологического состояния р. Волги.
По данным Российского регистра гидротехнических сооружений, в составе водохозяйственного комплекса Российской Федерации находится свыше 35 тысяч гидротехнических сооружений (ГТС), значительную часть которых составляют водонапорные сооружения малых и средних водохранилищ и 37 крупных водохозяйственных систем, используемых для межбассейнового перераспределения стока рек из районов с избытком речного стока в районы страны с их дефицитом. От общего количества водохранилищ около 60 % не соответствуют нормальному уровню безопасности, большой процент составляют бесхозяйные ГТС. Объектами потенциально повышенной опасности являются большинство водоподпорных ГТС, представленные плотинами малых и средних водохранилищ, многие из которых эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет.
Расходы по защите населенных пунктов Российской Федерации от вредного воздействия вод всегда существенно меньше затрат на компенсацию и ликвидацию последствий возможных катастроф. Например, для Крымского наводнения расходы по противопаводковой защите по экспертной оценке составляют 1,5-2,0 млрд. рублей, а затраты на компенсацию и ликвидацию его последствий приближаются к 50 млрд. рублей.
Следует отметить, что водное хозяйство России преимущественно экстенсивно, т.е. характеризуется:
- постоянным ростом потребности в воде;
- большими водопотерями из-за неисправности различных сооружений;
- отсутствием качественного уровня очистки сточных вод;
- неудовлетворительным состоянием большого числа гидротехнических сооружений;
- отсутствием полноценного мониторинга водных объектов.
Для преодоления водного кризиса России нужен переход на интенсивный путь развития водного хозяйства, характеризующийся применением безотходных или малоотходных технологий, создав законодательные и социально-экономические условия при которых экологически ориентированные технологии окажутся выгодными для водопользователей и хозяйствующих субъектов.
Сегодня в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.
Прежде всего, речь идет о законопроектах, направленных на совершенствование системы нормирования и построения ее на принципах наилучших доступных технологий, внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Данные законопроекты находятся в высокой степени готовности и их принятиебудет способствовать не только достижению целей охраны окружающей среды, но и одновременно модернизации промышленности в стране.
Интенсивная деградация международных вод свидетельствует о том, что нагрузка на трансграничные пресноводные бассейны, прибрежные районы и морские экосистемы превышает их потенциал из-за нерационального использования водных ресурсов. В современном мире сложилось понимание того, что для охраны водных ресурсов требуется всесторонний подход с привлечением не одного, а нескольких секторов, что позволило бы объединить экологические потребности с правом на развитие и который был бы основан на целостном анализе производительной способности водной среды.
На сегодняшний день федеральным законодательством не урегулирован вопрос по полномочиям в отношении трансграничных водных объектов, одновременно расположенных на территории одного субъекта и на территории сопредельного государства, возникают проблемы в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, особенно в период весеннего половодья.
В связи с этим предлагается распространить полномочия Российской Федерации на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
В целях устранения неоднозначного толкования статьи 11 Водного кодекса предлагается предоставлять рыбоводным предприятиям право бесплатного осуществления забора (изъятия) водных ресурсов в целях воспроизводства и сохранения водных биоресурсов и последующего сброса вод в водные объекты на основании решений о предоставлении в пользование водного объекта.
В рамках совершенствования природоохранного законодательства необходимо дальнейшее регулирование взаимоотношений между органами, осуществляющими государственный мониторинг водных объектов, и органами государственного экологического контроля для своевременного выявления субъектов правонарушений в сфере охраны окружающей среды.
За последнее время проведена большая законодательная работа по упорядочиванию правового регулирования разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Так, практически полностью разграничены полномочия по распоряжению государственным фондом недр между федеральным и региональным уровнями.
Принят Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.1. Закона Российской Федерации «О недрах», позволяющий недропользователям без получения дополнительной лицензии добывать на своем участке общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, необходимые для целей обустройства месторождения, формирования добычной инфраструктуры. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены критерии выделения участков недр местного значения, субъекты Российской Федерации наделены правом организовывать геологическое изучение недр с целью поиска месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Проектом федерального закона № 483465-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят Государственной Думой в первом чтении), будут внесены изменения, окончательно разграничивающие полномочия по распоряжению участками недр местного значения.
Вместе с тем еще остаются проблемы, требующие регулирования на федеральном уровне.
Так, запасы общераспространенных полезных ископаемых не учитываются в едином государственном балансе. Баланс по ним ведется в каждом регионе отдельно, без соблюдения единообразных правил и процедур, что ведет к искажению данных ресурсной базы страны.
Сегодня отсутствует единый кадастр месторождений общераспространенных полезных ископаемых и единый реестр лицензий, хотя такие месторождения - часть единого фонда недр страны.
В целом такая ситуация может порождать коллизии при предоставлении в пользование участков недр общераспространенных и основных видов минерального сырья.
Следует внести изменения в законодательство для создания единой информационной системы регулирования, изучения и использования общераспространенных полезных ископаемых, а также обеспечения контроля федеральных органов власти за использованием этого вида сырья.
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых полностью поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. В целях оптимизации поступлений НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых и децентрализации полномочий по налоговому администрированию необходимо проработать вопрос передачи органам власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным.
Практика разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых выявила комплекс вопросов, требующих дальнейшего правового регулирования.
Земельные участки, расположенные над месторождениями полезных ископаемых находятся, как правило, в коллективно-долевой собственности и документально не оформлены. Это не позволяет владельцам лицензий оформить в полном объеме документы на право пользования земельными участками для целей недропользования.
Не отлажен и усложнен механизм перевода земельных участков, выделенных для целей недропользования, из категории земли сельхозназначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.
Разрабатываемые проекты рекультивации нарушенных горными работами земель, как правило, низкого качества и не предусматривают поэтапную рекультивацию.
Остается проблемой нарушения лицензионных обязательств недропользователями после получения лицензий на право пользования недрами, в части не осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых в предусмотренных объемах.
Несмотря на прилагаемые меры, продолжают сохраняться излишние административные барьеры. Так, приказом Роснедра от 15 июня 2012 г. утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако механизм согласования перечней участков недр местного значения, в силу своей громоздкости не может устраивать как недропользователей, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировав возможные направления совершенствования правового регулирования использования водных ресурсов и общераспространенных полезных ископаемых, участники заседания парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:
I. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.1. Ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 464857-5 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
№ 629370-5 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях комплексного совершенствования правового регулирования водных отношений);
№ 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»;
№ 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»;
№ 483465-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части передачи полномочий по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, субъектам Российской Федерации);
№ 113176-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации (в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод);
№ 115133-6 «О внесении изменений в статьи 10 и 43 Закона Российской Федерации «О недрах» (в части увеличения срока геологического изучения в районах со сложными климатическими и ландшафтно-географическими условиями);
№ 137900-6 «О внесении изменения в статью 42 Закона Российской Федерации «О недрах» (о порядке определения сбора за участие в конкурсе (аукционе)).
II. Правительству Российской Федерации:
2.1.1. Обеспечить утверждение в соответствии со ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации Схем комплексного использования и охраны водных объектов, Правил использования водохранилищ, нормативов допустимого воздействия, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов.
2.1.2. При разработке проектов федеральных законов, предусматривающих передачу федеральных полномочий для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотреть возможность передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по управлению отдельными внутренними водными объектами и прибрежными территориями.
2.1.3. Создать условия для подготовки высококвалифицированных специалистов в области водного хозяйства, а также для повышения квалификации кадров, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, особенно на муниципальном уровне.
2.1.4. Разработать комплексную систему обеспечения безопасности населения, в том числе от вредного воздействия вод, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на основе комплексной системы обеспечения безопасности населения и объектов экономики от вредного воздействия вод в составе реализуемой ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах".
2.1.5. Содействовать развитию современной технической базы и внедрению передовых информационных технологий (в том числе систем осуществления дистанционного контроля) для наблюдения в сложных условиях за состоянием водных объектов в рамках формируемой системы государственного мониторинга окружающей среды.
2.1.6. Предусмотреть необходимое финансирование научно-исследовательских работ по направлениям:
- оценки качества водных ресурсов поверхностных и подземных водных объектов в условиях антропогенной нагрузки;
- классификации диффузных источников загрязнения по степени их негативного влияния на водные объекты;
- разработки научно обоснованной системы нормирования рассредоточенного стока и методики определения величины предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате реализации мероприятий по защите населения и объектов экономики от вредного воздействия вод (в том числе в результате переработки берегов);
- изучения новых токсикологических факторов, негативно влияющих на состояние водной среды.
2.1.7. Осуществить анализ действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы осуществления берегоукрепления на предмет решения вопроса конкретизации мероприятий реализуемой федеральной программы, определяющих обоснование наиболее важных объектов берегоукрепления, источники и объемы финансирования, сроки выполнения работ.
2.1.8. Проанализировать выполнение профильными министерствами и ведомствами рекомендаций, касающихся проблем регулирования использования водных ресурсов и защиты населения от вредного воздействия вод, ранее направленных Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
2.2. Рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в части:
- делегирования органам власти субъектов Российской Федерации полномочий по проведению конкурсов по участкам недр местного значения;
- конкретизации оснований прекращения, приостановления или ограничения права пользования участком недр;
- переноса срока уплаты разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, по которому право пользования было предоставлено для целей геологического изучения, на дату начала разработки месторождения;
- возможности освобождения от уплаты разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при осуществлении геологического изучения недр;
- предоставления возможности получения лицензии единственному участнику аукциона на право пользования участком недр в случае, если аукцион признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника;
- возможности включения в лицензионные соглашения требований страхования экологических рисков;
- упрощения процедуры получения права пользования участками недр в целях добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственного и технологического назначения из малодебитных одиночных скважин (до 500 куб. метров в сутки) и мелких автономных групповых водозаборов (до 3 скважин);
- введения возможности «заявочно-уведомительного» принципа осуществления геологического изучения участков недр, прилегающих к границам горных отводов;
- предоставления безусловной возможности получения права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр, осуществляющим деятельность в рамках лицензии на геологическое изучение (сквозная лицензия);
- закрепления возможности объединения нескольких лицензий (участков недр) на право пользования недрами одного месторождения полезных ископаемых в целях разведки и добычи полезных ископаемых, а также в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, принадлежащих одному недропользователю, в одну лицензию с правом разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;
- упорядочения системы экспертиз и согласований проектов разработки месторождений полезных ископаемых;
- регулирования вопросов рекультивации и сдачи земельных участков по окончании отработки месторождения полезных ископаемых;
- урегулирования взаимоотношений между арендатором и недропользователем при работах в лесных угодьях.
2.3. Лесной кодекс Российской Федерации в части более последовательного регулирования вопросов пользования недрами в защитных лесах, включая ценные леса и леса, расположенные в водоохранных зонах водных объектов;
2.4. Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования процедуры изъятия земельных участков у собственников земельных участков для целей пользования недрами;
2.5. Налоговый кодекс Российской Федерации в части передачи органам власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению ставок налога на добычу полезных ископаемых по видам полезных ископаемых относящимся к общераспространенным.
2.6. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный приказом МПР России от 3 декабря 2007 года № 319, в части введения основания для проведения проверки заявления недропользователя.
2.7. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный приказом Роснедра от 15 июня 2012 г., в части упрощения процедуры согласования перечней участков недр местного значения.
2.8. Ускорить внесение на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:
- упрощение доступа к земельным участкам в целях пользования недрами, совершенствования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- конкретизацию условий досрочного прекращения права пользования участками недр;
- конкретизацию вопросов ликвидации и консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами и предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, осуществляемых за счет средств пользователей недр;
- установление полномочий по определению суммы сбора за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участком недр;
- конкретизацию критериев расчета стартового размера разового платежа при пользовании недрами для целей добычи подземных вод;
- установления полномочий Правительства Российской Федерации по установлению порядка предоставления находящихся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации горных выработок, скважин и иных подземных сооружений, а также объектов инфраструктуры и бесхозяйных скважин пользователю недр для осуществления контроля за их безопасным состоянием.
2.9. Усилить контроль за соблюдением пользователями недр лицензионных соглашений, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности опасных производственных объектов.
III. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Активизировать разработку и принятие региональных целевых программ направленных на решение проблем водопользования и сохранения водных ресурсов.
3.2. В целях повышения эффективности работы в области экологии и природопользования использовать положительный опыт ряда субъектов Российской Федерации (всего 26) по созданию специализированных министерств осуществляющих полномочия в сфере экологии и природопользования.
3.3. Стимулировать внедрение ресурсосберегающих технологий и систем оборотного водоснабжения на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного комплекса.
3.4. Содействовать вовлечению в хозяйственный оборот месторождений пресных подземных вод, как наиболее защищенного и надежного источника обеспечения питьевой водой высокого качества.
3.5. Усилить контроль за недопущением безлицензионной добычи общерапространенных полезных ископаемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, общественными экологическими организациями субъектов Российской Федерации.
Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, |
природопользованию и экологии В.И.Кашин