Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года»

Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года»

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение вопроса о состоянии геологической отрасли и ее развитии в рамках Стратегии до 2030 года, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии отмечает следующее.

Геологическая отрасль обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации.

Россия занимает лидирующее положение в мире по разведанным запасам и прогнозным ресурсам нефти и газа, угля, руд черных металлов, сырья для производства минеральных удобрений и других полезных ископаемых, добыча которых обеспечивает более половины доходов федерального бюджета.

Однако большинство месторождений полезных ископаемых найдены и разведаны еще в прошлом веке советскими геологами, обеспечившими страну минерально-сырьевой базой на десятилетия вперед.

Вместе с тем необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации в последние годы уделяет значительное внимание формированию нормативно-правового обеспечения в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации  от 21 июня 2010 г. № 1039-р, наряду с государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр») являются ключевыми документами  стратегического планирования геологоразведочных работ.

         Реализация этих документов обеспечивает получение результатов, характеризующих значительный вклад геологоразведочной отрасли в экономику страны, ее минерально-сырьевую безопасность, перевести геологическую отрасль на качественно новый уровень.

В 2013 году в результате проведения геологоразведочных работ открыто 30 месторождений углеводородного сырья и 75 месторождений твердых полезных ископаемых, достигнуто воспроизводство минерально-сырьевой базы по наиболее значимым для национальной экономики видам сырья, таким, как нефть, газ, уран, железные руды, медь, золото, серебро, платиноиды, цементное сырье. Достигнуто увеличение средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств недропользователей, которое составило в 2013 году около 240 млрд. рублей и является максимальным за последнее десятилетие.

Объем государственного финансирования  геологоразведочных работ составил в 2013 году 32,1 млрд. рублей, что существенно выше, чем в предшествующие годы. При этом бюджет страны только в 2013 году получил доход от разовых платежей в объеме 160 млрд. рублей.

Проделана значительная работа по обоснованию и установлению исключительного права России на ресурсы недр и морского дна в Охотском море. В результате Российская Федерация получила исключительное право на освоение природных ресурсов, в том числе полезных ископаемых, расположенных на территории данного анклава.

         Принимаются меры законодательного характера для повышения инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В целях повышения инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» № 227-ФЗ от 23 июля 2013 г. (увеличен срок геологического изучения недр в удаленных и труднодоступных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока с 5 до 7 лет).

         Государственной Думой принят в первом чтении законопроект           № 371615-6, уточняющий отнесение участков недр к участкам недр федерального значения, и законопроект № 116807-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (о геологической информации).

В целях повышения инвестиционной привлекательности разработки шельфовых месторождений принят Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации», в соответствии с которым предусматривается реализация комплекса мер стимулирования разработки шельфовых месторождений.

Также с целью стимулирования разработки новых месторождений принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Принят Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № ФЗ-267 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», устанавливающий нулевую ставку по налогу на прибыль, налогу на имущество и налогу на добычу полезных ископаемых для крупных инвестиционных проектов.

В целом комплекс законов направлен на активизацию вложения частных инвестиций в геологоразведочную деятельность, так как предусматривает для недропользователей существенные льготы - введение налоговых каникул по НДПИ на Дальнем Востоке по твердым полезным ископаемым, дифференциацию ставок НДПИ при разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, установление особого налогового режима при добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе.

Несмотря на положительную динамику за последние 20 лет в геологической отрасли образовался целый перечень проблем.

Из-за постоянного недофинансирования геологоразведки изученность территории Российской Федерации значительно ниже, чем в развитых странах. На рынке наблюдается четкая тенденция к интервенции компаний с иностранным капиталом: их доля стабильно растет. Избежать потери контроля над стратегической для России отраслью и гарантировать постоянное восполнение минерально-сырьевой базы страны можно только через модернизацию основных фондов, финансирование научных разработок и внедрение инновационных технологий.

Геологоразведочная отрасль в целом и, как следствие, воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в настоящее время находятся под воздействием следующих основных негативных факторов:

1)Внутренние факторы:

Причины:

  • затягивание сроков реализации ключевых мероприятий «Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года»;
  • недофинансирование из федерального бюджета ранних стадий геологоразведки, низкий уровень инвестиций и инноваций.

Следствия:

  • исчерпание поискового задела вследствие нарушения баланса между локализацией прогнозных ресурсов, приростом разведанных запасов и добычей полезных ископаемых. Падающая добыча (приближение сроков исчерпания), снижение качества и увеличение глубины отработки запасов полезных ископаемых на вводимых в эксплуатацию месторождениях, постепенное замещение выбывающих из эксплуатации высокорентабельных месторождений объектами с худшими кондиционными параметрами и горнотехническими условиями разработки по многим стратегически важным, высоколиквидным и остродефицитным полезным ископаемым, таким как нефть, газ, платина, золото, алюминий, марганец, уран, хром, олово, титан, ванадий, редкоземельные элементы, бериллий, оптическое сырьё (особо чистый кварц, флюорит и исландский шпат) и другим.                                                                  По экспортно-ориентированным видам сырья в нераспределенном фонде недр, за единичными исключениями, практически не осталось востребованных месторождений. До настоящего времени не сформирован предусмотренный Законом Российской Федерации «О недрах» федеральный фонд резервных участков недр по стратегическим и дефицитным видам полезных ископаемых.         С 2005 года прирост запасов нефти, газа, золота, угля, железных руд превышает объемы добычи. Однако основные объемы прироста получены на ранее открытых месторождениях. Крупных, по-настоящему значимых открытий практически не совершается. В частности, по нефти в последние 15 лет ежегодно открывалось в среднем около 55 месторождений со средними запасами в одном объекте от 2,5 до 6,0 млн. тонн. Тем самым «свежих» запасов приращивалось от 140 до 330 млн. тонн, из них по промышленным категориям всего 25-40 млн. тонн или около 5 % от годового прироста. Нетрадиционные и трудноизвлекаемые виды и источники углеводородного сырья практически не изучаются и не опоисковываются. Отсутствует система геолого-технологического доизучения и вовлечения в промышленное использование огромных объемов накопленных отходов горно-обогатительного производства.
  • низкая степень изученности и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность участков недр, выставляемых Федеральным агентством по недропользованию на аукционы.                                       Низкая достоверность запасов, составляющих государственный баланс, обусловлена, в первую очередь, отсутствием достаточно совершенного методико-методологического обеспечения, коррелирующего с международными стандартами, а также отсутствием развитых, рекомендованных к применению в установленном порядке МПРиЭ, Роснедра, ФБУ ГКЗ геоинформационных систем проектирования и подсчета запасов. Материалы по подсчету запасов в своем большинстве не принимаются международными финансовыми организациями, требующими проведение дополнительного аудита, что, в свою очередь, существенно ухудшает инвестиционный климат отрасли. В связи с отсутствием единой системы классификации запасов, гармонизированной с международными стандартами, недропользователи обременяются прохождением дополнительных экспертиз и аудитов, что снижает их интерес к развитию отрасли;
  • крайняя неравномерность и недостаточность геологической изученности территории Российской Федерации. Так, геологическая изученность Российской Федерации, в основе которой лежат государственные геологические карты мелкого (1:1 000 000), среднего (1:200 000) и крупного (1:50 000) масштабов, крайне недостаточна и значительно уступает изученности развитых стран (США, Канады, Западной Европы и др.), где современным высокотехнологичным геологическим картированием охвачено 100% территории. Комплекты геологических карт, составленных в России до начала 90-х годов, устарели. Современными цифровыми, используемыми для целей прогнозирования полезных ископаемых, в мелком масштабе обеспечено лишь 40%, а в среднем – 20% территории страны. Крупномасштабное картирование (1:50 000), являющееся основой локального прогнозирования рудных полезных ископаемых, в 90-х годах в связи с дефицитом бюджетных средств полностью прекращено и не восстановлено до настоящего времени. Плотность сети поискового бурения и сейсморазведки на углеводороды в России в 2-5 раз ниже, чем в США, Англии, Норвегии, Китае;
  • разобщенность первичной геологической информации по регионам, отсутствие единой цифровой платформы хранения, обработки, анализа и интерпретации геологических данных, отсутствие централизованных государственных кернохранилищ для долговременного хранения и обработки каменного материала (керн поисковых, оценочных и разведочных скважин, дубликаты геологических проб);
  • предельный износ морально устаревшего геологоразведочного оборудования государственных геологических компаний;
  • дефицит и старение высококвалифицированных кадров, снижение престижа профессии геолога.

2) Внешние факторы:

Причины:

  • обострение международной обстановки и риск прекращения поставок остродефицитного минерального сырья, а также технологий, оборудования и программного обеспечения зарубежного производства, необходимого для геологоразведочных работ;
  • риски искажения геологической информации о недрах Российской Федерации иностранными компаниями вследствие активной экспансии на рынок геологоразведочных услуг.                                                                                    Без достоверной геологической информации невозможны эффективные инвестиции в поиск, разведку и разработку месторождений нефти и газа. Цена ошибочных решений, принятых на основе неполных или некачественных исследований, может выражаться сотнями миллиардов рублей.                              На российском рынке сервисных услуг в сфере геологии активизировали свою деятельность зарубежные компании, снижается уровень национального контроля за использованием геологической информации. Доля на сервисном рынке ГРР и, особенно, в высокотехнологичном сегменте растет. В 2000 году на компании с иностранным участием приходилось лишь 5% отечественного рынка геологоразведочных работ, в 2012 – 27%, по экспертным оценкам рост иностранного присутствия может привести к 2020 году к контролю 50-60% рынка зарубежными концернами.

Следствия:

  • зависимость высокотехнологичных отраслей промышленности от импорта стратегически важных и остродефицитных полезных ископаемых (алюминий, марганец, уран, хром, олово, титан, ванадий, редкоземельные элементы, особо чистый кварц, оптическое сырьё и др.), риск утраты критических технологий для оборонной промышленности ввиду отсутствия собственных источников сырья;
  • риск утраты и/или искажения первичной геологической информации и ее несанкционированной утечки за рубеж;
  • критическая зависимость отечественных геологоразведочных компаний от поставок оборудования, технологий и программного обеспечения импортного производства.Конкурентоспособность отечественных геологических компаний зависит от поставок импортного оборудования и программных средств: в сейсморазведке - около 90%, электроразведке - более 70%, буровом оборудовании - более 30 процентов.                                                      Участники парламентских слушаний отмечают, что положение дел в геологоразведочной отрасли России в настоящее время требует выработки и реализации незамедлительных мер с привлечением заинтересованных органов государственной власти всех уровней, научных организаций и бизнес-сообщества.                                                                                Проанализировав возможные направления совершенствования развития геологической отрасли участники парламентских слушаний  р е к о м е н д у ю т:

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

 Ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 371615-6 «О внесении изменений в статью 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах» (об уточнении критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения);

№ 116807-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (о геологической информации о недрах);

№ 348208-6 «О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации «О недрах» (о праве на государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых);

№ 91239-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской  Федерации» (в части совершенствования порядка предоставления и изъятия земельных участков для целей недропользования).

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Ускорить согласование поправок к проекту федерального закона          № 116807-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 ноября 2012 г.

2.2. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном порядке законопроекта «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», целью которого является установление гарантий на получение лицензий с целью добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения на участках акваторий морей, по которым право пользования недрами с целью геологического изучения получено до вступления в силу Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ.

2.3. Рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»  в части  определения техногенных минеральных образований (техногенных месторождений), установление права собственности на них.

2.4. Продолжить работу по совершенствованию законодательства в части:

- повышения эффективности проведения аукционов (конкурсов) на право пользования участками недр;

- совершенствования критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения;

- формирования и использования геологической информации;

- урегулирования вопросов выплаты государственного вознаграждения первооткрывателям месторождений полезных ископаемых;

- установления повышающих коэффициентов к ставкам регулярных платежей за пользование недрами при нарушении сроков проведения геологоразведочных работ;

- применения мер экономического стимулирования геолого-разведочных работ, в том числе о праве вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых экономически обоснованных, документально подтвержденных и фактически понесенных затрат на отдельные виды поисково-оценочных работ;

- государственного стимулирования изучения, освоения и добычи нетрадиционных и трудноизвлекаемых углеводородов;

- снижения административных барьеров.

2.5. Продолжить работу по реформированию отраслевых геологических организаций, являющихся федеральными государственными унитарными предприятиями научно-аналитического профиля путем их преобразования в  специализированные федеральные бюджетные учреждения, ориентированные на выполнение государственных задач по управлению фондом недр.

2.6. Рассмотреть возможность предоставления дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы в Дальневосточном и Крымском федеральных округах в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», а также выделение бюджетных ассигнований на техническое перевооружение государственных геологических организаций.

         2.7. Провести анализ расходования средств, оставленных с 2002 года горнодобывающим компаниям для самостоятельного проведения геологического изучения недр, и разработать предложения по обеспечению  целевого использования этих средств для геологических поисков и оценки новых месторождений полезных ископаемых.

2.8. Рассмотреть возможность возложения обязанностей по организационному обеспечению деятельности ЦКР Роснедр на Федеральное бюджетное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части создания службы «одного окна» и снижения административных барьеров.

2.9. Ускорить разработку и внедрение классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых с учетом мировых стандартов в отрасли.

2.10. Продолжить дальнейшую консолидацию на базе ОАО «Росгеология», созданного Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 г., государственных активов геологического профиля и геофизического профиля с целью создания крупной сервисной государственной компании по оказанию услуг по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в сфере геологического изучения и разведки месторождений полезных ископаемых.

2.11. Рассмотреть возможность внесения в уставный капитал ОАО «Росгеология» денежных взносов, средства которых могут быть направлены на конкретные проекты по решению Российской Федерации (акционера).

2.12. Разработать меры господдержки и стимулирования импортозамещения оборудования, технологий и программного обеспечения для отечественных производителей оборудования, а также для предприятий геологической отрасли, осуществляющих техническое перевооружение на отечественные аналоги импортного оборудования, технических средств и программного обеспечения.

2.13. Осуществить меры по созданию высокотехнологичного цифрового банка геологической информации, компьютерных информационно-аналитических центров, обеспечивающих сбор, обработку и хранение всей получаемой информации по геологоразведочным работам для ее обработки на территории Российской Федерации.

2.14. Разработать дополнительные меры по развитию минерально-сырьевого комплекса дефицитных полезных ископаемых, в том числе редкоземельных металлов, урана, марганца, хрома, особо чистого кварца и других. Оказать поддержку российским компаниям по выходу на мировые рынки с получением доступа к ресурсам высокорентабельных месторождений.

2.15. Актуализировать план мероприятий по реализации стратегии развития геологической отрасли до 2030 года и утвердить его решением Правительства Российской Федерации.

2.16. Рекомендовать разработать Подпрограмму «Изучение и освоение трудноизвлекаемых и нетрадиционных видов углеводородов» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

2.17. Разработать предложения по взаимодействию научных организаций геологического профиля с высшими учебными заведениями, предусмотрев  проведение производственных практик, совместных полевых исследований,  использование лабораторного и аналитического оборудования.

3.Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

Обеспечить интеграцию существующих информационных ресурсов и информационных систем в сфере геологического изучения недр, находящихся в ведении Роснедр для создания единого национального банка данных цифровой геологической информации на базе отечественных программных комплексов.

 

 

Председатель Комитета

Государственной Думы

по природным ресурсам,

природопользованию и экологии                                                          В.И.Кашин

 

Меню

Новости экологии