ШЕСТОГО СОЗЫВА
«06» марта 2013 г. Государственная Дума, Малый зал
парламентских слушаний на тему: «Законодательное обеспечение эффективного развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации»
Проведя с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем законодательного обеспечения эффективного развития рыбохозяйственного комплекса, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Водные биологические ресурсы являются традиционным элементом обеспечения продовольственной безопасности России, основой жизни и источником занятости значительной части населения прибрежных субъектов Российской Федерации. При надлежащей государственной организации управления такими ресурсами обеспечиваются их устойчивый темп возобновления и рациональное использование нынешними и грядущими поколениями граждан России.
Сегодня ресурсный потенциал отрасли составляет около 5 млн. тонн в год, включая сырьевую базу внутренних водоемов, исключительной экономической зоны Российской Федерации, конвенционных районов Мирового океана.
В ряде регионов страны (Приморский край, Камчатская, Сахалинская, Калининградская, Астраханская и Мурманская области) рыбное хозяйство является приоритетной отраслью экономики. Специфика рыбной отрасли заключается в том, что значительная часть добычи рыбы приходится на исключительную экономическую зону Российской Федерации.
В настоящее время запасы водных биоресурсов в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией России, по разным причинам сокращены, например, из-за перелова. Требуются адекватные меры государственного регулирования в целях восстановления таких запасов.
В соответствии с международным правом, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) и другими международными договорами, Российская Федерация приняла на себя обязательство по осторожному использованию водных биологических ресурсов и определению их общего допустимого улова. В этой связи одной из целей государственного регулирования в рассматриваемой сфере является выполнение указанных обязательств, в том числе путем закрепления в национальном законодательстве.
В последние годы осуществлен ряд мер, которые привели к стабилизации работы рыбной отрасли. Это произошло, прежде всего, благодаря принятию Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В частности, принятие норм о закреплении за эффективными пользователями долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на 10 лет, а также рыбопромысловых участков на срок до 20 лет способствует устойчивому развитию бизнеса в отрасли и стимулирует более полное освоение выделяемых квот.
Снижение платы за водные биоресурсы, введение ставок единого сельхозналога для градообразующих предприятий, гарантированное обеспечение пользователей промышленными квотами создали более комфортные условия для инвестиций в отрасль.
Однако следует отметить, что действующее законодательство в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов не в полной мере регулирует вопросы, возникающие при осуществлении рыболовства. Очевидно отставание отраслевого законодательства от выдвинутых Правительством Российской Федерации инициатив, нацеленных на повышение эффективности деятельности рыбохозяйственной отрасли.
Большое количество проблем, сдерживающих развитие рыбохозяйственного комплекса, остается нерешенным или решается крайне медленно. В их числе наиболее актуальными для российской рыбной отрасли являются следующие внутренние проблемы.
Ключевой проблемой является сырьевая направленность экспорта. Подавляющее количество добытых в России водных биоресурсов (около 80 процентов) вывозится из страны в свежем и замороженном виде. К примеру, только в 2012 году дальневосточными рыбохозяйственными предприятиями вывезено в виде сырья добытых водных биоресурсов на 10 процентов больше, чем в 2011 году.
В последние годы введение не только законодательных новелл, но и поддержка государства позволили российским рыбопромышленникам полностью отказаться от полулегальных и нелегальных форм деятельности.
Однако в связи со вступлением России в ВТО вызывает особую тревогу низкая конкурентоспособность отечественных рыбохозяйственных организаций по сравнению с зарубежными, так как отсутствуют тарифные методы поддержки отечественного производителя в новых условиях.
В связи с необходимостью соблюдения правил ВТО запрет или препятствия применению государством избирательной поддержки отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, дотаций, налоговых льгот может привести к расширению незаконного промысла.
Об этом свидетельствует рост масштабов незаконного, несообщаемого, нерегулируемого промысла (ННН-промысла), составляющего 30 процентов от общего числа добытых в 2012 году водных биоресурсов.
Анализ законодательных и нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время сформирован механизм государственного управления рыболовной отраслью России с высокой степенью централизации на федеральном уровне.
Специалисты указывают на отсутствие четкого разграничения полномочий между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимо продолжить системную работу по разграничению полномочий в сфере управления водными биоресурсами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Налицо недостаточный уровень государственной поддержки рыбохозяйственной науки, особенно по вопросам ресурсных исследований в отдаленных районах Мирового океана и аквакультуры.
Также до настоящего времени не снята острота проблемы, связанной с невозможностью в ряде случаев осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.
Следующей серьезной проблемой отрасли является технологическое отставание рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий и нехватка мощностей, а также отсутствие условий, обеспечивающих мотивацию обновления и модернизации техники и технологий в рыбохозяйственной отрасли.
В настоящее время (по данным отраслевой системы мониторинга, наблюдения и контроля за деятельностью рыбопромысловых судов) 80% состава рыбопромыслового флота эксплуатируется с превышением нормативных сроков. Основное количество (около 90 процентов) судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60 - 80-х годов прошлого века, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям.
Из-за несовершенной техники и низкой производительности судов добыча (вылов) многих видов водных биоресурсов становится нерентабельной.
Наряду с этим отмечается, что главным препятствием для строительства судов на российских верфях остаются проблемы отсутствия опыта строительства в России крупнотоннажных судов, низкой эффективности предлагаемых проектов, их высокой себестоимости, отсутствие надежных схем устойчивого финансирования и поставки недостающего импортного оборудования.
Помимо неэффективных и устаревших технологий переработки, использование оборудования сверх нормативного срока увеличивает издержки по производству продукции, так как устаревшее рыбоперерабатывающее оснащение требует более частого ремонта, стоимость которого впоследствии относится к себестоимости.
Необходимо масштабное техническое перевооружение, внедрение современных технологий, применяемых в мировой рыбохозяйственной практике.
Строительство новых, а также модернизация имеющихся у рыбоперерабатывающих организаций объектов, внедрение новых технологий уменьшит конкурентный разрыв между российскими и иностранными товаропроизводителями и сократит долю импорта на внутреннем рынке, как и предусмотрено Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 1 февраля 2010 года.
Привлечение кредитных ресурсов, необходимых для модернизации производства, сдерживается из-за высоких банковских ставок по кредитам, невозможности оформления кредитов на длительный срок, а также неоднозначности способов оценки капитализации организаций рыбохозяйственного комплекса.
В настоящее время продолжают действовать излишние административные барьеры, ограничивающие осуществление прибрежного рыболовства и создающие значительные трудности при оформлении произведенной рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Это снижает возможности для повышения уловов при осуществлении данного вида рыболовства и создает повышенную промысловую нагрузку в отдельных районах прибрежной зоны. Назрела необходимость упрощения процедур таможенного, пограничного и ветеринарного контроля.
Также необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в части осуществления «традиционного» рыболовства коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.
На решение этих и других проблем нацелена принятая Правительством Российской Федерации 28 февраля 2013 года Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года» с объемом финансирования около 88 млрд. рублей.
Кроме того, подготовлена Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», в состав которой включена подпрограмма «Развитие рыбопромышленного комплекса». Это приобретает особое значение в связи с тем, что на долю рыбохозяйственных организаций Дальневосточного федерального округа приходится около 70 процентов от общего объема вылова водных биоресурсов в стране.
В настоящее время основные проблемы развития аквакультуры связаны с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы.
В отличие от добычи (вылова) водных биоресурсов, деятельность субъектов аквакультуры в Российской Федерации в настоящее время каким-либо специальным законодательством не регламентируется. Она регулируется значительным количеством различных нормативных правовых актов. Проблема заключается в том, что нормы, устанавливаемые данными актами не сведены в единую систему и, зачастую, не учитывают специфики требований хозяйств аквакультуры.
Все это позволяет чиновникам многочисленных ведомств создавать барьеры, препятствующие интенсивному развитию аквакультуры в Российской Федерации.
25 марта 2011 года Государственной Думой был принят в первом чтении законопроект «Об аквакультуре».
31 декабря 2012 года в Государственную Думу для подготовки ко второму чтению законопроекта внесены поправки Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем при детальном изучении указанных поправок становится ясно, что не все ключевые вопросы законопроекта решены в достаточной степени.
Прежде всего, не решен вопрос об отнесении различных видов деятельности в области аквакультуры к сельскому хозяйству или природопользованию.
Также требует дополнительной проработки статья 6 «Право собственности на объекты аквакультуры», не предусмотрены нормы о разграничении полномочий между различными уровнями власти в области аквакультуры.
Необходимо определить порядок полного или частичного преобразования рыбопромысловых участков, предназначенных для различных видов рыболовства, в рыбоводные участки.
Также специалисты отмечают расхождения в подходах к решению ряда проблем в рассматриваемой области между поступившими поправками и Стратегией развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Министром сельского хозяйства Российской Федерации 10.09.2007 г.).
Проект федерального закона «Об аквакультуре» также необходимо доработать с учетом требований ВТО.
В настоящее время имеются существенные проблемы в сфере реализации права граждан на любительскую рыбалку, которые требуют дополнительного внимания.
Наиболее важным в регулировании любительского рыболовства является обеспечение его социальной доступности, которая предопределяется свободой доступа граждан к водным объектам для осуществления этого вида природопользования.
В целях установления общих принципов правового регулирования, организации и осуществления любительского рыболовства разработан проект федерального закона № 200303‑6 «О любительском рыболовстве» (далее – законопроект), который был внесен в Государственную Думу 31 декабря 2012 года Правительством Российской Федерации. В настоящее время данный законопроект прошел обсуждение в регионах и планируется к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в апреле 2013 года.
Законопроектом «О любительском рыболовстве» урегулирован весь круг вопросов осуществления любительского рыболовства, в том числе вопрос обеспечения прав граждан в этой сфере. При этом сохранен основополагающий принцип осуществления любительского рыболовства свободно и бесплатно с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
С другой стороны, законопроект имеет существенные недостатки, которые должны быть подвергнуты экспертному анализу и в дальнейшем учтены при доработке законопроекта.
В первую очередь следует отметить, что нуждаются в согласовании положения законопроекта «О любительском рыболовстве», предусматривающие порядок переоформления договоров предоставления рыбопромысловых участков в договоры о предоставлении рыболовных участков, с нормами Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Необходимо более детально проработать вопросы ответственности за нарушения правил рыболовства, в том числе за использование запрещенных орудий и способов лова, за ведение любительского рыболовства в запретные периоды.
Также требуют дополнительного обсуждения вопросы установления порядка платы рыбаками-любителями за водные биоресурсы, а также госпошлины за выдачу разрешения на вылов; вопросы учета за объемами вылова водных биоресурсов со стороны налоговых органов.
Участники парламентских слушаний считают необходимым и дальше создавать условия для стабильного развития отрасли рыбного хозяйства, в том числе путем совершенствования законодательного обеспечения, и рекомендуют следующее:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Разработать на основе принятой Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года» федеральную целевую программу, предусматривающую необходимые меры государственной поддержки отрасли, включая финансовые обязательства.
1.2. Принять Государственную программу Российской Федерации «Cоциально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», а также разработать на ее основе федеральную целевую программу, ориентированную на поддержку производства отечественной рыбной продукции с глубокой степенью переработки.
1.3. Принять меры по повышению эффективности добычи водных биоресурсов, в первую очередь, за счет расширения ресурсной базы на основе научных исследований в отдаленных районах Мирового океана, в том числе южной части Тихого океана, северо-западной части Арктики, южной части Антарктики и западного побережья Африки, территориальном море Республики Абхазия в Черном море.
1.4. Обеспечить принятие и реализацию Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого, нерегулируемого промысла, продолжить работу по заключению двусторонних соглашений в рассматриваемой сфере, включая Канаду, США, Камбоджу.
1.5. Стимулировать реализацию в приоритетном порядке инвестиционных проектов по строительству рыбохозяйственных кластеров в прибрежных регионах, включая объекты рыбоперерабатывающей инфраструктуры.
1.6. Внести в соответствующие акты Правительства Российской Федерации изменения в части пролонгации мер государственной поддержки (субсидий на выплаты процентов по кредитам, привлекаемым с целью обновления материально-технической базы) на период после 2017 года.
1.7. Ввести дифференцированную налоговую ставку сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в части их обнуления при поставках на внутренний рынок и увеличения соответствующих ставок при экспорте водных биоресурсов в свежем, охлажденном или замороженном виде.
1.8. Подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части признания регионов неблагоприятными для ведения рыбохозяйственной деятельности в целях обеспечения права на государственную поддержку в режиме «зеленой корзины» в условиях ВТО.
1.9. Закрепить за рыбохозяйственными предприятиями независимо от численности сотрудников право применения единого сельскохозяйственного налога.
1.10. Совершенствовать механизм субсидирования, в том числе путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на софинансирование региональных программ развития рыбопереработки.
1.11. Разработать комплекс мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики в целях стимулирования технического переоснащения в рыбоперерабатывающей промышленности.
1.12. Ускорить внесение в Государственную Думу законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства).
1.13. Разработать и внести в Государственную Думу законопроект об использовании долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и рыбопромысловых участков в качестве предмета залога, а также рыночного оборота долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов между российскими пользователями водных биоресурсов.
1.14. Рассмотреть целесообразность освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС судов рыбопромыслового флота, построенных, приобретенных, отремонтированных, модернизированных и переоборудованных за рубежом.
1.15. Ускорить подготовку официальных отзывов Правительства Российской Федерации на находящиеся на рассмотрении Государственной Думы проекты федеральных законов, посвященные регулированию вопросов осуществления прибрежного рыболовства.
1.16. Разработать проекты нормативных правовых актов, подлежащих принятию в связи с реализацией федеральных законов «Об аквакультуре» и «О любительском рыболовстве».
2. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:
2.1. Ускорить доработку с учетом перечисленных выше замечаний и принятие проектов федеральных законов «Об аквакультуре» и «О любительском рыболовстве».
2.3. Внести изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на исторической основе и последующий после 2018 года период сроком более 20 лет.
2.3. Предусмотреть в бюджетном законодательстве возможность расширения параметров субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфрастуктуры.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Усилить государственную поддержку предприятий, осуществляющих зарыбление естественных водоемов и водохранилищ.
3.2. Использовать право законодательной инициативы для решения актуальных проблем рыбохозяйственного комплекса.
3.3. Активнее привлекать органы местного самоуправления, рыбохозяйственные ассоциации и объединения к разработке законодательных инициатив в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Председатель Комитета В.И. Кашин