Заключение Комитета на отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году
08.02.2013
Приложение к решению Комитета
от 08.02.2013 года №33
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в соответствии со статьей 16412 Регламента Государственной Думы рассмотрел отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году (далее - Отчет) и отмечает важность и практическую значимость проведенных Счетной палатой Российской Федерации в 2012 году контрольных мероприятий.
При проведении контрольных мероприятий в 2012 году выявлялись факторы, влияющие на эффективность мер государственного регулирования в области природопользования и экологии.
Так, выявлено, что правовые механизмы, направленные на стимулирование предприятий к внедрению наиболее современных экологически безопасных технологий, не разработаны. Неурегулированность критериев отнесения предприятий к добывающей либо перерабатывающей промышленности приводит к занижению платы за размещение отходов производства V класса опасности более чем в 35 раз.
В отчете Счетной палаты Российской Федерации справедливо отмечается отсутствие в настоящее время правового механизма корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, было выявлено соответствующее нарушение со стороны Правительства Красноярского края, что повлекло недопоступление в бюджетную систему денежных средств в размере 1 262, 6 млн. рублей.
Вместе с тем Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Счетной палате Российской Федерации обратить особое внимание на то, что не все нарушения в области природных ресурсов, природопользования и экологии, возможно отнести к нарушениям действующего законодательства Российской Федерации. В качестве примера можно привести результаты проверки Управления Росприроднадзора по Тульской области, содержащие информацию о ненадлежащем контроле за правильностью расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременность ее перечисления. Также в Отчете указывается факт отсутствия положительного заключения проектной документации и разрешения на строительство при проведении ремонтно-восстановительных работ на Саяно-Шушенской ГЭС с августа 2009 года по апрель 2011 года. Однако анализ Отчета не позволяет сделать вывод о том, какое именно заключение имеется ввиду: заключение государственной экологической экспертизы или заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом в отчете не приводятся иные экологические правонарушения, которые имеют место исходя из анализа контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и судебной практики.
Также Комитет рекомендует Счетной палате Российской Федерации проводить анализ проектов федеральных законов в области охраны окружающей среды. Так, в разделе 5.2 Отчета отсутствует указание на проекты федеральных законов, направленных на внесение изменений в законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в отношении которых проводилась бы экспертиза Счетной палаты Российской Федерации. В связи с изложенным считаем необходимым усилить взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с Комитетом при работе над законопроектами в области охраны окружающей среды.
Комитет ведет активную работу по обсуждению и выработке рекомендаций по наиболее актуальным природоохранным проблемам в рамках парламентских слушаний и «круглых столов». Так, в 2012 году были проведены мероприятия, посвященные перспективам развития рыбохозяйственной отрасли в условиях присоединения России к Всемирной Торговой Организации, направлениям совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами, проблемам экологического контроля (надзора) в Российской Федерации и др. Участие в данных мероприятиях представителей Счетной палаты Российской Федерации также способствовало бы выработке предложений, направленных на решение многих природоохранных проблем. Однако вышеназванные мероприятия не поименованы ни в рассматриваемом Отчете, ни в Отчете Счетной палаты Российской Федерации за 2012 году по направлению деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю расходов федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс.
По результатам проведенных в 2012 году Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий по вопросам лесных отношений установлено несоответствие данных государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра, одной из причин которого является отсутствие межевания границ лесных участков и непостановка их на кадастровый учет. Выявлены массовые нарушения, связанные с незаконным изъятием лесных участков из федеральной собственности, включением их в границы населенных пунктов и предоставлением для индивидуального жилищного строительства. Органами государственной власти Российской Федерации не обеспечено исполнение предусмотренных действующим лесным законодательством полномочий в части своевременной разработки и утверждения нормативных правовых и распорядительных актов.
Таким образом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, как федеральными органами исполнительной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются недостаточные меры по реализации задач, установленных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года.
Комитет поддерживает указанные выводы Счетной палаты Российской Федерации и отмечает, что вышеназванные факты свидетельствуют о необходимости совершенствования уполномоченными федеральными органами государственной власти и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений их деятельности в части исполнения установленных законодательством полномочий, а также в части повышения обоснованности и результативности бюджетных расходов, а также качества финансового управления. Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета должно быть увязано с результатами деятельности субъектов Российской Федерации по реализации делегированных полномочий.
В пункте 4.8 раздела контроля расходования средств федерального бюджета, направленных на охрану окружающей среды Отчета указано, что в нарушение статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации порядок проведения выборочных рубок лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, до настоящего времени не установлен. Однако Комитет отмечает, что отсутствие такого порядка не дает оснований самовольно проводить выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Так, при проведении таких рубок следует руководствоваться Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 года № 485. Кроме того, порядок осуществления выборочных рубок лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов также определяется Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 и иными нормативными правовыми документами Минприроды России и Федерального агентства лесного хозяйства.
Результаты проверки Счетной палаты Российской Федерации эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие аквакультуры прибрежных регионов показали несогласованность действий на региональном и федеральном уровнях и отсутствие увязки имеющихся ресурсов с конкретными направлениями развития аквакультуры. Комитет полностью согласен с мнением Счетной палаты Российской Федерации о том, что одним из наиболее серьезных препятствий для развития аквакультуры является отсутствие адекватной нормативной правовой базы.
В настоящее время необходимость разработки и введения в действие целостного и эффективного законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность в сфере аквакультуры, является очевидной не только для большинства специалистов отрасли, но и для высшего руководства страны. Так, 25 марта 2011 года в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона № 482298-5 «Об аквакультуре». В настоящее время Комитетом в рамках заседаний рабочей группы осуществляется доработка указанного законопроекта ко второму чтению с учетом поправок, внесенных Правительством Российской Федерации 31 декабря 2012 года.
В тоже время следует отметить, что проверка использования средств федерального бюджета и государственной собственности, предоставленной в оперативное управление и хозяйственное ведение федеральным государственным бюджетным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Федеральному агенству по рыболовству не должна ограничиваться только аквакультурой и проверкой ФГУП «Нацрыбресурс».
Анализ применения Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» показал объективную необходимость внесения в него ряда изменений, с целью устранения некоторых коллизий существующих как внутри Федерального закона, так и соотношения его с другими федеральными законами.
В частности, в Федеральном законе требуют доработки нормы в области регулирования прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, а также нормы в сфере охраны водных биологических ресурсов в части совершенствования мер по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН промысел) водных биологических ресурсов.
В этой связи Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии принял решение включить в план мероприятий на первое полугодие 2013 года проведение 6 марта 2013 года парламентских слушаний на тему: «Законодательное обеспечение эффективного развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации».
Проведение Комитетом вышеназванного мероприятия будет способствовать координации взаимодействия Комитета с заинтересованными органами государственной власти при осуществлении законотворческой деятельности, а также выработке согласованных позиций по вопросам совершенствования государственного управления в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В Отчете отражены результаты проверки эффективности деятельности государства и компаний – операторов проектов по реализации действующих соглашений о разделе продукции, выявлены нарушения неэффективного использования средств федерального бюджета.
Согласно Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции. Доклад направляется в Счетную палату Российской Федерации и рассматривается Государственной Думой только по представлении Счетной палатой Российской Федерации своего заключения.
Вместе с тем Комитет отмечает, что Регламент Государственной Думы не содержит процедуры рассмотрения указанного доклада Правительства Российской Федерации и соответствующего заключения Счетной палаты Российской Федерации.
В рамках контроля за использованием государственного фонда недр выявлено, что компенсация добычи приростом запасов обеспечена лишь для 19 видов твердых полезных ископаемых из 150 видов, воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых осуществляется без учета потребности Российской Федерации в них. При этом в Отчете не приводятся причины, которые способствовали сложившейся ситуации с приростом запасов полезных ископаемых.
Комитет отмечает, что в настоящее время выявленные Счетной палатой Российской Федерации нарушения зачастую игнорируются контрольными и правоохранительными органами. Следует наделить Счетную палату Российской Федерации правом получать от Генпрокуратуры России информацию о рассмотрении направленных документов.
При организации работы Счетной палаты Российской Федерации акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование. На правительственный час в Государственную Думу в обязательном порядке должен приглашаться аудитор Счетной палаты, который отвечает за осуществление контроля над деятельностью соответствующего распорядителя бюджетных средств.
Основным инструментом контроля должен стать аудит эффективности, который предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Такой подход предусматривает прежде всего качественную оценку реализации государственных проектов и программ. При этом очень важен фактор публичности и прозрачности, когда к обсуждению отчетов о проверках Счетной палаты должны привлекаться широкие круги общественности.
Важнейшим элементом работы по повышению результативности бюджетных проектов и программ является системная и последовательная борьба с коррупцией, в функции Счетной палаты Российской Федерации должно войти обеспечение мер по противодействию коррупции.
Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», позволяющий реализовать указанные предложения.
В целом поддерживая Отчет, Комитет рекомендует Счетной палате Российской Федерации в заключительной части отчетов по результатам проведенных контрольных мероприятий указывать конкретные предложения по совершенствованию действующих законодательных актов.
Кроме того, по мнению Комитета, следует особое внимание уделять вопросам, связанным с оценкой эффективности рационального использования природных ресурсов. Следует усилить контроль Счетной палаты Российской Федерации над формированием государственных доходов и рациональным их использованием от добычи полезных ископаемых, в том числе проверить эффективность применения недропользователями мер налогового стимулирования и влияние их применения на увеличение добычи полезных ископаемых.
Также предлагаем Счетной палате Российской Федерации включить в План работы Счетной палаты на 2013 год проведение контрольных мероприятий по проверке эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в государственных органах, осуществляющих функции государственного управления в данной сфере в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
Учитывая изложенное, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии предлагает Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам учесть представленные предложения и замечания и при подготовке проекта постановления Государственной Думы «Об отчете о работе Счетной палаты в 2012 году» принять Отчет к сведению.
Председатель Комитета В.И.Кашин