Рекомендации круглого стола на тему: «Экологическое регулирование в Крыму в условиях переходного периода социально-экономической интеграции и в связи с необходимостью соблюдения на его территории природоохранного законодательства Российской Федерации»
18 февраля 2015г. Государственная Дума ФС РФ
Заслушав и обсудив доклады, выступления и презентации по актуальным проблемам развития и экологического регулирования Крыма, особенностей проведения государственного экологического надзора (контроля), в т.ч. взаимодействия с общественным экологическим контролем, как инструментом развития местного самоуправления и реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, участники круглого стола отметили:
- природоохранное законодательство РФ на территории Крыма исполняется не в полной мере, деятельность ответственных органов зачастую носит декларативный характер без закрепления правовых и организационных мер осуществления экологического развития и проведения государственного экологического надзора (контроля);
- нет должной согласованности в действиях институтов гражданского экологического контроля и властных структур в области охраны окружающей среды;
- имеет место частичное дублирование контрольных полномочий органов государственного экологического надзора (контроля), полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ – Республики Крым и города федерального значения Севастополь и органов местного самоуправления;
- отсутствует должная информация о реальном состоянии окружающей среды и профилактических природоохранных мероприятиях; местные и региональные природоохранные программы зачастую разрабатываются и принимаются без подключения институтов гражданского общества;
- правовой нигилизм населения и чиновников, несогласованность действий органов местного самоуправления, общественности и бизнеса, факты коррупции способствуют росту экологических правонарушений, снижения престижа природоохранной работы в обществе;
Участники круглого стола поддерживают инициативы Президента Российской Федерации по экологическому развитию страны, в том числе Республики Крым и города Севастополь, общественного контроля во всех областях деятельности государства, в т.ч. – общественного экологического контроля, как инструмента устойчивого развития и обеспечения национальной и экологической безопасности России, и принимают следующие рекомендации:
1.Комитету Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
Рассматривать экологическое регулирование в Крыму у условиях переходного периода как одно из социально значимых направлений экологической стабилизации и экологического развития, активизации гражданских инициатив в области охраны окружающей среды.
Рекомендовать создать при Комитете ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии рабочую группу или включить в экспертный совет представителей Крыма – экспертов, экологов, заинтересованного бизнес-сообщества и общественности по анализу и выработке рекомендаций, направленных на улучшение законотворческой и просветительской работы по природопользованию и охраны окружающей среды.
2.Обратится к Правительству Республики Крым и города Севастополь о создании реестра общественных организаций, уполномоченных проводить мероприятия общественного экологического контроля и независимого экологического мониторинга во взаимодействии с государственными надзорными органами экологического контроля в рамках единой системы экологического надзора (контроля) и экологического мониторинга.
3.Рекомендовать Правительству Республики Крым и природоохранных властных структур города Севастополь повысить оперативность реагирования на заявления и обращения граждан и общественных организаций о выявленных нарушениях природоохранного законодательства, а также разработать процедуру доступа к экологической информации и информирования общественности о смостоянии окружающей среды и мерах по ее охране в соответствии с требованимя российского законодательства.
4.Рекомендовать Министерству экологии и природопользования Республики Крым, а также города Севастополь ввести в практику государственной надзорной деятельности совместные с представителями общественного экологического контроля проверки и рейды, широко освещать их результаты в информационных материалах и СМИ, совместно с общественными организациями и ВУЗами наладить систему подготовки общественных инспекторов-экологов.
5.Рекомендовать главам субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Крыма создать экологические советы при администрациях с привлечением научной общественности и представителей общественного экологического контроля и экологического мониторинга.
6.Считать взаимодействие ОЭКР с органами государственной и муниципальной власти, Общественной Палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ в Крыму, общественным советом при Министерстве экологии и природопользования Республики Крым, общественными организациями, отраслевыми профсоюзами организаций и предприятий необходимым условием построения и функционирования системы общественного экологического контроля (ОЭК) на территории Крыма, успешного продвижения гражданских законодательных инициатив в области охраны окружающей среды.
7.Рекомендовать проводить регулярные тематические совместные заседания Общественной палаты РФ, общественных палат Крыма, ОЭКР и других НКО.