ТЕЗИСЫ
выступления Прокопьева Владимира Михайловича, председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии
на парламентских слушаниях «Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации»
1. Вопросы перевода с одной категории в другую земель и земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий и постановки их на кадастровый учет являются актуальнейшими для нас, так в случае особо охраняемых природных территорий федерального значения статус земель ясен, они являются землями особо охраняемых природных территорий и находятся в федеральной собственности. Что касается региональных особо охраняемых природных территорий,то в большинстве случаев, они расположены на землях лесного фонда и переводятся в категорию особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателей.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» особо охраняемые природные территории могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий.
Ввиду отсутствия в действующем законодательстве четкого определения, какими природными объектами являются отдельные категории особо охраняемых природных территорий, сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков.
2. В последнее время вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима, особо охраняемых природных территорий особенно обострился. И попытки изменить границы и категорию особо охраняемых природных территорий участились.
3. Одним из основных вопросов, волнующих нас, это то, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока исключены из перечня особо охраняемых природных территорий.
В Республике Саха (Якутия), по данным Всероссийской переписи населения проживают 32,9 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера.
На особо охраняемых природных территориях Якутии, в зависимости от степени рекреационной и хозяйственной нагрузки, предусматривались зоны традиционного природопользования (Тэрутсирдэр – этнические территории) – места где, допускалось использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания коренных народов и традиционного образа их жизни.
В настоящее время на особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия), включая природные парки и ресурсные резерваты, ведут свою традиционную деятельность 62 родовые общины коренных малочисленных народов Севера на площади около 16,4 млн. га.
4. В Федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об экологической экспертизе» прямо не предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ и режима особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.
Предложения к рекомендациям парламентских слушанийна тему «Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации»:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1) инициировать внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, в части отнесения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий;
2) инициировать внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части отнесения лесов к защитным лесам категории «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» при создании особо охраняемых природных территорий, в том числе в отношении лесов, расположенных на ранее созданных и поставленных на государственный кадастровый учет земель особо охраняемых природных территорий;
3) инициировать внесение изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части:
- установления случаев изменения границ особо охраняемых природных территорий законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации соответственно, в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий;
- определения перечня особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий и отдельно перечень особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости как земельные участки;
3) инициировать внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в частиперевода земель и земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в категорию земель особо охраняемых природных с изъятием земель у их правообладателей, в том числе в отношении ранее созданных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
4) инициировать внесение измененийв Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в части включения материалов, обосновывающих изменение границ и режима особо охраняемых природных территорий и их охранных зон в переченьобъектов государственной экологической экспертизы;
5) инициировать внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, в части прямого указания, что особо охраняемые природные территории относятся к зонам с особым использованием территорий;
6) инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» в части:
- прямого указания учета в нем сведений об особо охраняемых природных территориях;
- расширения единиц кадастрового деления и в порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, постановки на государственный кадастровый учет земельных участков иных пользователей в границах особо охраняемых природных территорий.
2. Правительству Российской Федерации:
1) инициировать внесение изменений в статью 12 Федерального закона «Об оружии» в части разрешения на приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия, должностным лицам государственныхорганов и государственных учреждений, которые в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» осуществляют государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.