Письмо Росприроднадзора от 22 апреля 2015 г. № АА-03-04-36/6554 «О направлении разъяснений [по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами]»
Росприроднадзор, основываясь на положениях действующего законодательства, указывает, что вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора.
Также Росприроднадзор поясняет, действие норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.
Таким образом, требования по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами законодательством РФ не установлены.
https://www.ecospecialist.ru
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2015 г. № АА-03-04-36/6554
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами сообщает следующее.
В настоящий момент действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены.
Перечень медицинских организаций утвержден приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций".
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Правительством Российской Федерации утверждены Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681). Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности: класс А, Б, В, Г и Д.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Соответственно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.
Согласно ч. 3 ст. 49 Закона № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Контроль (надзор) за соблюдением СанПиН 2.1.7.2790-10 проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации - Роспотребнадзором и его территориальными органами.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Соответственно, вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора.
Наряду с этим, законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.
Для четкого установления области использования требований природоохранного законодательства (в частности Закона № 89-ФЗ) медицинскими организациями Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор, о чем уведомило Росприроднадзор письмом от 19.12.2014 № 12-44/29213 (копия прилагается).
На основании вышеизложенного в настоящее время действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.
В части регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами Росприроднадзор и его территориальные органы руководствуются Законом № 89-ФЗ, а также позицией Минприроды России от 01.10.2014 № 05-12-44/22301, которая доведена до всех территориальных органов Росприроднадзора письмом от 30.10.2014 № АА-03-04-36/17268.
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ