Письмо Росприроднадзора от 13 июля 2015 г. № ВС-02-01-36/11991 «О направлении разъяснений»
Данное Письмо посвящено вопросу квалификации нарушения законодательства, выраженного в непредставлении (несвоевременном представлении, представлении недостоверной информации) субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее – отчетность).
Справка:
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе деятельности которых образуются отходы, освобождены от обязанности разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – нормативы и лимиты).
Для указанных лиц роль нормативов и лимитов выполняет ежегодно представляемая отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Иными словами, для субъектов малого и среднего предпринимательства нормативы и лимиты «устанавливаются постфактум» на основании представленной по итогам года (до 15 января года, следующего за отчетным периодом) отчетности.
Там, в соответствии с позицией Службы, изложенной в рассматриваемом Письме, непредставление отчетности в срок, установленный Порядком, представление отчетности, имеющей неточные, недостоверные сведения, представление отчетности, имеющей сведения, не подтвержденные документами, предусмотренными Порядком в качестве приложений к отчетности, образует в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
При обосновании соответствующей позиции Росприроднадзор ссылается на сформировавшуюся судебную практику, приводя в качестве примеров Постановление Верховного Суда РФ от 6 июня 2014 г. № 3-АД14-2, постановления Арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2014 г. № Ф05-8666/2014 по делу № А40-6935/2014, от 21 мая 2014 г. № Ф05-3795/14 по делу № А40-118751/2013, от 4 февраля 2014 г. № Ф05-17059/2013 по делу № А40-58722/13.
https://www.ecospecialist.ru
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 13 июля 2015 г. № ВС-02-01-36/11991
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), по привлечению к административной ответственности СМСП за представление в территориальные органы Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с нарушением порядка и срока, установленных Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (далее - Порядок), сообщает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением СМСП), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Положениями ч. 3 ст. 18 Закона установлено, что СМСП, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - Отчетность) в уведомительном порядке.
Требования к содержанию и представлению Отчетности изложены в Порядке, который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к СМСП, и для территориальных органов Росприроднадзора.
Положениями п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, определено, что лимитами на размещение отходов для СМСП являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с Отчетностью.
Таким образом, если организация относится к СМСП, то требуется предоставление Отчетности в порядке и сроки, установленные Порядком.
В соответствии с п. 5 Порядка Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Аналогичное толкование нормы ст. 8.2 КоАП РФ дается и Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013 и иных постановлениях.
Природоохранной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 18 Закона, установлена обязанность СМСП, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией Отчетность в уведомительном порядке.
Таким образом, нарушение СМСП, в результате деятельности которого образуются отходы, требования ч. 3 ст. 18 Закона, в том числе непредставление Отчетности в срок, установленный Порядком, представление Отчетности, имеющей неточные, недостоверные сведения, представление Отчетности, имеющей сведения, не подтвержденные документами, предусмотренными Порядком в качестве приложений к Отчетности, образует в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Такая позиция относительно квалификации нарушения СМСП требования ч. 3 ст. 18 Закона отражена, в частности, в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 3-АД14-2, в постановлениях Арбитражного суда Московского округа (Федерального арбитражного суда Московского округа) от 20.08.2014 № Ф05-8666/2014 по делу № А40-6935/2014, от 21.05.2014 № Ф05-3795/14 по делу № А40-118751/2013 и от 04.02.2014 № Ф05-17059/2013 по делу № А40-58722/13 и в иных судебных актах.
Учитывая вышеуказанную позицию и сложившуюся судебную практику, абзацы четвертый - шестой на стр. 3 письма Росприроднадзора от 25.12.2014 № АА-03-04-36/21179, направленного во все территориальные органы Росприроднадзора, признать не подлежащим применению и утратившим силу.
Территориальным органам Росприроднадзора надлежит руководствоваться следующим.
В случае выявления нарушения СМСП, в результате деятельности которого образуются отходы, требования ч. 3 ст. 18 Закона, в том числе непредставление Отчетности в срок, установленный Порядком, представление Отчетности, имеющей неточные, недостоверные сведения, представление Отчетности, имеющей сведения, не подтвержденные документами, предусмотренными Порядком в качестве приложений к Отчетности, образует в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса.
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ