Постановление суда от 7 октября 2015 г. по делу № А83-2005/2015
Арбитражный суд: Двадцать первый ААС (г. Севастополь, Республика Крым)
Предмет рассмотрения: несоблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления
Административным органом в рамках проверки выявлено несанкционированное складирование отходов на земельном участке при том, что в соответствии с договором на организацию возложена обязанность по сбору и вывозу отходов с данного участка.
Также административным органом установлено, что отсутствуют следующие документы: инвентаризация отходов, подтверждение класса опасности отходов, утвержденные паспорта отходов I-IV класса опасности, разработанные и утвержденные проекты нормативов образования отходов, лимиты на их размещение, информация о внесении места размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
По результатам проверки административным органом принято решение о привлечении организации к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ.
Организация, не согласившись с решением административного органа, обратилась в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с абз. 7 Письма Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011 «О плате за размещение отходов производства и потребления» лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов.
На основании абз. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Также в соответствии с ч. 3 указанной статьи на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
На основании ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании указанных норм суд приходит к выводу о том, что обязанность по инвентаризации отходов, подтверждению класса опасности отходов, утверждению паспортов отходов I - IV класса опасности, разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена на собственников отходов или других лица, к которым перешло право собственности.
При этом в рамках проверки собственник отходов не устанавливался.
Суд указывает, что договором, которым на организацию возложена обязанность по сбору и вывозу отходов не предусмотрен переход права собственности на отходы. Таким образом, на организацию не возлагались обязанности по инвентаризации отходов, подтверждению класса опасности отходов, утверждению паспортов отходов I - IV класса опасности, разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также их конечное размещение (хранение или захоронение).
Организация ссылается, на то, что заключенный ей договор является договором об организации перевозок грузов.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что в соответствии с указанным договором на организацию возложены обязанности исключительно по вывозу отходов, в связи с чем, отсутствуют основания для квалификации такой деятельности в качестве деятельности по обращению с отходами (сбору, транспортировке и размещению).
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой.
Таким образом, невыполнение обязанности по своевременному вывозу отходов является ненадлежащим исполнением обязанности и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Резюме суда:
Заключение организацией договора об организации перевозок грузов в отношении перевозки отходов не возлагает на такую организацию обязанности по инвентаризации отходов, подтверждению класса опасности отходов, разработке паспортов отходов I-IV класса опасности, разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов, лимитов на их размещение, в случае если указанным договором не предусмотрен переход права собственности на такую организацию.
При этом ввиду того, что деятельность организации не является деятельностью по обращению с отходами, ненадлежащие исполнение обязанности по своевременному вывозу отходов не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
https://www.ecospecialist.ru