Постановление суда от 12 октября 2015 г. по делу № А56-74077/2014
Арбитражный суд: АС Северо-Западного округа
Предмет рассмотрения: размещение отходов производства и потребления IV - V класса опасности на земельном участке, не включенном в ГРОРО
В ходе проверки административным органом установлено, что организация осуществляет деятельность по рекультивации отработанного песчаного карьера с использованием твердых бытовых и производственных отходов IV и V классов опасности под лесохозяйственные цели. При этом зафиксировано, что неправомерно осуществляется деятельность по размещению отходов производства и потребления IV - V класса опасности на земельном участке, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), в отсутствие соответствующей лицензии.
Административным органом по результатам проверки принято решение о привлечении организации к административной ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ.
Организация, не согласившись с решением административного органа, обратилась с соответствующим заявлением в суд.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
На основании абз. 5 указанной статьи размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Также в соответствии с абз. 10 указанной статьи объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
При этом на основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется исключительно в специально оборудованных местах.
В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие отнести спорный карьер к объекту размещения отходов.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок лесного фонда используется организацией на основании договора аренды с целевым назначением - для рекультивации отработанного песчаного карьера под лесохозяйственные цели, с использованием твердых и производственных отходов. При этом рекультивация отработанного песчаного карьера производится на основании разработанного проекта, на который получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Так в соответствии с п. 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды России № 525, Роскомзема России № 67 от 22 декабря 1995 г., рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
При этом в подтверждение обеспечения условий, при которых осуществление процесса рекультивации карьера с использованием отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду организацией предоставлены: акт проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий; акт выполнения подготовительных работ по рекультивации отработанного песчаного карьера; акт проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды; результаты наблюдения (мониторинга) за состоянием окружающей среды в карьере и на прилегающей территории.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок предоставлен организации для проведения работ по рекультивации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, выработанного песчаного карьера и не является объектом размещения отходов, подлежащим включению в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом наличие каких - либо нарушений или несоблюдения условий проекта (рекультивации), или наличие негативного воздействия на окружающую среду административным органом не доказано.
Работы по рекультивации проводились на основании лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов, однако срок действия лицензии истек, в момент проведения проверки организация обратилась в административный орган за получением новой лицензии.
По итогам рассмотрения дела суд приходит к выводу о незаконности решения административного органа и необходимости его отмены.
Резюме суда:
Проведение организацией работ по рекультивации отработанного песчаного карьера с использованием твердых бытовых и производственных отходов IV и V классов опасности под лесохозяйственные цели на земельном участке, не является размещением отходов и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
https://www.ecospecialist.ru