Постановление суда от 27 октября 2015 г. по делу № А33-3322/2015
Арбитражный суд: Третий ААС (Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия)
Предмет рассмотрения: невыполнение предписания административного органа
По результатам проверки административного органа организации выдано предписание по предотвращению загрязнения компонентов окружающей среды, в том числе подземных вод и почвы, при осуществлении деятельности по размещению золошлаковых отходов.
Административным органом проведена проверка выполнения указанного предписания, в ходе которой установлено, что в подземных водах наблюдательных скважин в районе золоотвалов содержание показателей качества вод по отдельным веществам превышает их содержание в водах фоновой скважины. На основании материалов проверки административный орган приходит к выводу о негативном влиянии объектов размещения золошлаковых отходов на подземные воды в районе их размещения.
На основании указанных нарушений административный орган приходит к выводу о невыполнении выданного предписания, что послужило основанием для привлечения организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Не согласившись с решением административного органа, организация обратилась в суд.
В обоснование своих требований организация указывает, что нормативы качества подземных вод, почв не установлены и какие-либо нормативные акты, методики, регламенты, устанавливающие порядок их определения, уполномоченными органами государственной власти не утверждены.
В соответствии с п. 1.3 СП 2.1.5.1059-01 Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июля 2001 г., (далее – СП 2.1.5.1059-01) требования данных правил обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 5.2 СП 2.1.5.1059-01 производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.
На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 16 апреля 2003 г. № 53, гигиенические требования к качеству почв устанавливаются с учетом их специфики, почвенно-климатических особенностей населенных мест, фонового содержания химических соединений и элементов.
В соответствии с абз. 1 п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238, степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.
На основании абз. 3 указанного положения при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного химического вещества) в качестве значения такого норматива применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Таким образом, в качестве критерия определения негативного воздействия на окружающую среду предусматривается возможность использования показаний фоновых величин в качестве норматива качества окружающей среды для оценки экологического состояния компонентов окружающей среды.
Также по мнению организации необходимо учитывать п. 5.7 СП 2.1.5.1059-01, в соответствии с которым при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
Суд указывает, что из материалов дела не следует, что динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин свидетельствовала об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду.
При этом организация ссылается на то, что деятельность по размещению золошлаковых отходов ведется в соответствии с действующим законодательством, все необходимые разрешения, лицензии оформлены и действуют, соответствующие экспертные заключения получены, проекты расчетных размеров санитарно-защитных зон утверждены.
Данные доводы отклоняются судом, поскольку представление указанных документов не исключает возможность засорения почв и подземных вод в результате деятельности организации.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований организации.
Резюме суда:
Невыполнение организацией предписания по предотвращению загрязнения компонентов окружающей среды, в том числе подземных вод и почвы, при осуществлении деятельности по размещению золошлаковых отходов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
https://www.ecospecialist.ru