Постановление суда от 12 ноября 2015 года по делу № А60-17206/2015
Арбитражный суд: Семнадцатый ААС (Пермский край, Свердловская область Удмуртская Республика)
Предмет рассмотрения: невнесение платы за НВОС
Административным органом в отношении организации проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлен факт невнесения организацией платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) при использовании передвижного источника выбросов в атмосферный воздух (автомобиль).
По результатам проверки организации выдано предписание о представлении в уполномоченный орган расчета платы за НВОС, и внесении соответствующей платы.
Организация, сочтя данное предписание административного органа незаконным, обратилась в суд с соответствующим заявлением.
На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе, за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
Также на основании абзаца 2 пункта 9 указанного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Основываясь на данных положениях, суд указывает, что плата за НВОС должна вноситься непосредственно природопользователями.
Из материалов дела следует, что спорный передвижной источник выбросов в атмосферный воздух (автомобиль) находится у организации на праве аренды, что не является доказательством, подтверждающим обязанность организации по внесению платежей за НВОС.
При этом иные доказательства, подтверждающие факт использования организацией автомобиля в те периоды, за которые ей вменяется неуплата платежей за НВОС, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того административным органом не исследован вопрос возможной уплаты платежей за НВОС собственником спорного передвижного источника выбросов в атмосферный воздух.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости признания решения административного органа незаконным и удовлетворении требований организации.
Резюме суда: Нахождение у организации на праве аренды передвижного источника выбросов в атмосферный воздух (автомобиль) не является основанием для возложения на такую организацию обязанности по внесению платы за НВОС, если не доказан факт эксплуатации организацией такого источника, при которой происходят выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Комментарий Центра правового обеспечения природопользования: Позиция Арбитражного суда не учитывает изменения законодательства, вступившие в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
При этом в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что статья 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» была изложена в указанной редакции в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу с 1 января 2015 года
При этом в соответствии со статьей 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) было указано, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного с 1 января 2015 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносится исключительно за выбросы от стационарных источников.
Необходимо отметить, что указанная позиция подтверждается в том числе письмами Минприроды России от 10 марта 2015 года № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников», от 23 июля 2015 года № 02-12-44/17039, Письмом Росприроднадзора от 3 августа 2015 года № АА-06-01-36/13498 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».
При этом в соответствии с указанным письмом Росприроднадзора плательщики вправе обратиться за возвратом ошибочно уплаченных денежных средств с письменными заявлениями в соответствующие территориальные управления Росприроднадзора
Заявления должны содержать: суммы платы и реквизиты, по которым должен быть осуществлен возврат, копии платежных поручений с отметкой банка о проведении, а также иные документы, необходимые для проведения сверки по платежам.
https://www.ecospecialist.ru