Постановление суда от 20 ноября 2015 года по делу № А73-9374/2015
Арбитражный суд: Шестой ААС (Амурская, Еврейская автономная, Магаданская области, Хабаровский край, Чукотский автономный округ)
Предмет рассмотрения: отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на ПЛРН
Административным органом проведена проверка соблюдения природоохранных требований организацией, осуществляющей деятельность по торговле моторными маслами, хранению и складированию нефти и продуктов её переработки, деятельность морского транспорта.
В рамках проверки установлено, что организация осуществляет деятельность в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на планы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Выявленное нарушение послужило основанием для привлечения организации к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.4 КоАП РФ. Кроме того, организации выдано предписания о необходимости проведения государственной экологической экспертизы для плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Не согласившись с предписанием административного органа, организация обратилась с соответствующим заявлением в суд.
На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации») государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Организация указывает, что осуществляемая ей погрузочно-разгрузочная деятельность и эксплуатация гидротехнических сооружений являются частью функционирования морского порта, и названная деятельность не входит в обязательный перечень объектов государственной экспертизы.
Данный довод отклоняется судом на основании следующего.
На основании подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утв. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 года № 193, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, является, в том числе, наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство, а также по перевозке морским транспортом опасных грузов являются объектом государственной экологической экспертизы. Следовательно, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы обязательно при осуществлении указанной деятельности.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности предписания административного органа.
Резюме суда:
Для осуществления организацией деятельности по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство, по перевозке морским транспортом опасных грузов необходимо наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
https://www.ecospecialist.ru