Постановление суда от 18 ноября 2015 года по делу № А83-2951/2015
Арбитражный суд: Двадцать первый ААС (г. Севастополь, Республика Крым)
Предмет рассмотрения: невыполнение требований законодательства о проведении государственной экологической экспертизы
Административный орган по результатам проверки привлек организацию, осуществляющую деятельность на территории Республики Крым, к административной ответственности по факту отсутствия проведенной государственной экологической экспертизы.
Сочтя действия административного органа незаконными, организация обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования организации, исходя из того, что организация осуществляет добычу песка в соответствии с разрешительными документами Украины, а проведение государственной экологической экспертизы оценки воздействия на окружающую среду в переходный период носит рекомендательный, а не обязательный характер, и потому отсутствие проведенной экспертизы не может повлечь административную ответственность.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 8.4 КоАП РФ предусматривается ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В статье 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Судом установлено, что организация осуществляет деятельность на основании специального разрешения на пользование недрами, выданного в соответствии с законодательством Украины, и аналогичного лицензии на пользование недрами, выдаваемой в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Организация на момент проверки административным органом осуществляла деятельность на основании специального разрешения, полученного до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации.
Ввиду указанного суд апелляционной инстанции считает, что в период действия специального разрешения на пользование недрами у предприятия не возникает обязанности по проведению экологической экспертизы оценки воздействия на окружающую среду, как обоснования такого разрешения.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции об удовлетворении заявления организации.
Резюме суда:
Государственная экологическая экспертиза носит исключительно рекомендательный характер для организаций, осуществляющих деятельность на основании разрешительных документов, выданных в соответствии с законодательством Украины до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. Отсутствие проведенной государственной экологической экспертизы в отношении данных организаций не является основанием для привлечения организаций к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
https://www.ecospecialist.ru