Постановление суда от 7 декабря 2015 года по делу № А67-4439/2015
Арбитражный суд: Седьмой ААС (Томская область, Новосибирская область, Алтайский края, Кемеровская область, Республика Алтай)
Предмет рассмотрения: отказ административного органа в согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
Организация обратилась в административный орган с заявлением о согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в связи с истечением срока действия ранее утвержденного плана.
Административный орган принял решение об отказе в согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в связи с тем, что организация не осуществляет сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения и на нее не распространяется Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 года № 317 (далее – Положение).
Организация, сочтя данное письмо незаконным, обратилась в суд с соответствующим заявлением.
При этом территориальный орган Росприроднадзора соответствующего субъекта России, поддерживает заявленные требования организации к административному органу.
Суд удовлетворил заявленные требования.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в т.ч. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов.
Согласно части 4 статьи 26 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом данный административный орган является уполномоченным органом по согласованию плана снижения выбросов и сбросов, без которого согласно 3 статьи 23 «Об охране окружающей среды» не допускается установление лимитов на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Судом установлено, что ранее действовавший план снижения выбросов и сбросов организации был утвержден административным органом, также он указывал на необходимость составления плана в соответствии с требованиями Положения.
Кроме того, указывая в письме, содержащем отказ в согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, административный орган ссылается на необходимость разработки представленных документов в соответствии с водным законодательством.
При этом административный орган не указывает на конкретные нарушения требований водного законодательства при составлении организацией плана снижения сбросов, а также на нормативный акт, регулирующий порядок согласования планов снижения сбросов сточных вод в водные объекты.
Судом были отклонены доводы Административного органа о невозможности применения организацией Положения.
Суд указал, что в соответствии с общими нормами законодательства об охране окружающей среды, применение по аналогии закона требований к составлению плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, в случае отсутствия нормативного акта, регламентирующего отношения по осуществлению сброса сточных вод в водные объекты, является правомерным.
Ввиду указанного, суд установил, что подготовка плана снижения сбросов сточных вод в водные объекты в соответствии с Положением не является основанием для отказа в его рассмотрении по существу и принятия соответствующего решения (согласования или отказа в согласовании).
Суд также отклонил довод административного органа об отсутствии нарушения прав и законных интересов организации при отказе в согласовании плана снижения сбросов в окружающую среду в связи с тем, что организации не сможет получить лимиты на сбросы веществ и микроорганизмов без согласования указанного плана.
Резюме суда:
Разработка плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду организацией, осуществляющей сброс сточных вод в водные объекты, проводится в соответствии с Положением о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 года № 317).
При этом отказ уполномоченного органа в согласовании плана снижения сбросов в окружающую среду (в водные объекты), разработанного в соответствии с указанным положением является нарушения прав и законных интересов организации в связи с тем, что данное обстоятельство препятствует установлению лимитов на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты.
https://www.ecospecialist.ru