Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление суда от 02.12.15г г. по делу № Ф03-5153/2015. Предмет рассмотрения: взыскание ущерба за вред, причиненный природному объекту (+позиция Центра)

Постановление суда от 2 декабря 2015 года по делу № Ф03-5153/2015

Арбитражный суд: АС Дальневосточного округа

Предмет рассмотрения: взыскание ущерба за вред, причиненный природному объекту

При проведении планового обхода центрального нефтяного коллектора организацией обнаружено утечка нефтепродуктов из трубопровода.

Административным органом после сообщения об указанной утечки выявлено превышение концентрации нефтепродуктов в почве по сравнению с фоновой пробой.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Доводы организации о том, что ею уже возмещен ущерб, причиненный почвам в связи с понесенными затратами при ликвидации последствий аварии, судом был отклонен на основании следующего.

Суд отмечает, что действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных организацией затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба ввиду того, что такая сумма должна быть определена самостоятельно по затратам на восстановление нарушенного состояния либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.

Судом также указано, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения земель.

Согласно абзацу 2 пункта 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Минприроды России № 525, Роскомзема России № 67 от 22 декабря 1995 года) рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при прокладке трубопроводов, проведении строительных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

В соответствии с пунктом 4 указанного нормативного правового акта рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

При этом суд указывает на то, что надлежащих доказательств полной рекультивации земельного участка, включающую в себя не только технический этап, а также и биологический этап, организацией не предоставлено.

Согласно абзацу 1 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Суд указал, что представленный административным органом расчет размера вреда, причиненного почвам, осуществлённый в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238), является правомерным.

Резюме суда:

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению полностью, включая понесенные убытки и упущенную выгоду ввиду того, что возмещение вреда объектам окружающей среды является повышенной имущественной ответственностью, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.

При проведении рекультивации земель организация ликвидирует последствия загрязнения земель, а не восстанавливает нарушенное состояние окружающей среды. При этом проведение полной рекультивации земельного участка включает в себя не только технический этап, а также и биологический этап.

Позиция Центра правового обеспечения природопользования

Решение арбитражного суда не соответствует действующему законодательству.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

На основании пункта 1 статьи 77 указанного Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Также в соответствии со ст. 42 указанного Федерального закона собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

На основании пункта 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

При этом приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

При этом гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом на основании пункта 3 статьи 1064 данного Кодекса вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

На основании изложенного собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

При этом указанные мероприятия осуществляются в рамках обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, факт причинения которого конкретным лицом подлежит доказыванию.

Таким образом, в случае добровольного возмещения вреда, причиненного окружающей среде путем совершения фактических действий, направленных на восстановление состояния окружающей среды, существовавшего до ее загрязнения, размер вреда рассчитывается исходя из стоимости проведенных рекультивационных или иных восстановительных работ. При этом дополнительный расчет ущерба в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде не осуществляется.

https://www.ecospecialist.ru

Меню

Новости экологии