Постановление суда от 14 декабря 2015 года по делу №А57-17296/2013
Арбитражный суд: Двенадцатый ААС (Астраханская область, Волгоградская Область и Саратовская область)
Предмет рассмотрения: плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Административный орган обратился в суд с иском к организации о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 46 228 246,02 рублей.
Организация подала встречное исковое с требованием обязать административный орган произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициента 0 и 0,3.
Суд первой инстанции вынес решение в пользу административного органа, взыскав плату за негативное воздействие на окружающую среду. В удовлетворении встречного иска было отказано.
Организация, не согласившись с принятым решением, обратилась в апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Суд пришел к выводу, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц лишь в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в ФЗ «Об охране окружающей среды».
Суд установил, что организация приобретает отходы (осадки), образующиеся при механической и биологической очистке сточных вод (далее – осадок ГСА) 4 класса опасности у сторонней организации, в подсушенном виде для использования в качестве изолирующего слоя для засыпки твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 54535-2011 «Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2011 года № 614-ст.) размещение осадков сточных вод в целях захоронения на полигонах осуществляется при отсутствии альтернативных методов их использования в качестве вторичных ресурсов и должно быть направлено на удаление отходов с территории очистных сооружений и их изоляцию в целях исключения воздействия на людей без специальных защитных средств и окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4.9 указанного стандарта требуемые показатели свойств осадков сточных вод при использовании на полигонах в качестве изолирующего материала обеспечиваются путем применения дополнительной выдержки осадков, обработанных в соответствии с принятой технологической схемой на предприятии. Осадки, не соответствующие требованиям при использовании на полигонах, подлежат дополнительной выдержке в естественных условиях до достижения установленных требований. Дополнительная выдержка осадков осуществляется на иловых площадках или площадках стабилизации, которые являются технологическими сооружениями, предназначенными для обезвоживания, стабилизации органических веществ и обезвреживания в естественных условиях. Выдержка осадков может осуществляться в течение нескольких лет. Период выдержки зависит от климатических условий и определяется по результатам анализа осадков сточных вод на соответствие установленным требованиям. Выдержка приводит также к снижению массы осадков сточных вод.
Согласно пункту 4.10 указанного стандарта требуемые показатели свойств осадков сточных вод при использовании на полигонах в качестве изолирующего материала могут быть также достигнуты путем смешения осадков с песком, грунтом, образующимся при производстве землеройных работ, отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности и другими инертными неорганическими отходами.
Суд пришел к выводу, что смешение осадка ГСА с грунтом и песком позволяет привести опасный отход – осадок ГСА, в такое состояние, в котором будет нейтрализовано его возможное вредное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, с целью устранения возможного негативного воздействия на окружающую среду осадок ГСА подлежал размещению или использованию в качестве изолирующего слоя на полигоне либо в смешении с грунтом или песком, либо после дополнительной выдержки осадков на иловых площадках или площадках стабилизации.
Согласно Письму Росприроднадзора от 28 ноября 2013 года № 802 при условии соответствия характеристики принимаемых отходов пункту 8.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» вопрос о принимаемых на полигон твердых бытовых отходов разрешается организацией эксплуатирующей полигон самостоятельно и согласования с Роспотребнадзором не требуется.
Суд пришел к выводу об использовании ответчиком отхода – осадка ГСА в смысле, придаваемой этой деятельности статьей 1 ФЗ «Об отходах производства потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, из которой следует, что использование отходов – применение отходов для производства товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Также суд находит неверным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку организации не предоставлено право на размещение отхода в виде хранения, то есть указанная деятельность в нарушение действующего законодательства была осуществлена без получения соответствующей лицензии, вследствие чего основания для освобождения организации от платы за загрязнение окружающей среды в соответствии с пунктом 4.5. Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды отсутствуют.
Резюме суда:
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц лишь в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.
Использование осадков, образующихся при механической и биологической очистке сточных вод, посредством смешения с грунтом и песком, в целях захоронения твердых бытовых отходов является использованием отхода.
https://www.ecospecialist.ru