Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление суда от 18 ноября 2015 года по делу № А21-10910/2013. Предмет рассмотрения: статья 8.2 КоАП РФ

Постановление суда от 18 ноября 2015 года по делу № А21-10910/2013

Арбитражный суд: АС Северо-Западного округа

Предмет рассмотрения: статья 8.2 КоАП РФ

При проведении осмотра территорий организации административным органом обнаружен разлив формальдегида из цистерн, расположенных на земельном участке организации, в результате которого произошло загрязнение почвы.

Административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ и направлена претензия о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде.

В связи с неисполнением организацией требования о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, административный орган обратился в суд.

Суд удовлетворил заявленные требования частично.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Расчет размера вреда произведен в соответствии с Методикой размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 23) (далее – Методика).

Согласно пункту 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Суд отметил, что возмещение вреда в натуре предполагается в случае, если посредством возложения соответствующей обязанности вред будет возмещен в полном объеме. 

Суд указал, что нанесенный вред от разлива формальдегида представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает длительный период времени.

Рекультивация нарушенных земель осуществляется в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 года (далее – Основные положения).

Согласно пункту 3 Основных положений рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Суд указал на то, что применяемые меры по рекультивации земельного участка  могут дать положительный результат лишь на короткий срок в связи с тем, что они направлены на поверхностное устранение последствий без учета уже произошедших неустранимых негативных изменений в окружающей среде.

Суд отклонил доводы организации о двойном возмещении ущерба в связи с тем, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, ее отдельным компонентам, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством.

При этом суд установил, что такса для исчисления размера вреда при химическом загрязнении почв как  объекта окружающей среды применена не верно, в частности, административным органом взят показатель для лесостепной зоны (серные лесные почвы, черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные, лугово-черноземные почвы и др.), в то время как загрязнение произошло в зоне хвойно-широколиственных лесов.

Судом самостоятельно произведен расчет размера вреда, причиненного почвам.

Резюме суда:

Рекультивация нарушенных земель является не способом возмещения экологического вреда, а средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.

Экологический вред подлежит возмещению по таксам и методикам, в связи с этим расходы на рекультивацию не относятся к расходам на возмещение экологического вреда.

При этом возмещение вреда, причиненного окружающей среде, ее отдельным компонентам, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством.

Позиция Центра правового обеспечения природопользования

Решение арбитражного суда не соответствует действующему законодательству.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

На основании пункта 1 статьи 77 указанного Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Также в соответствии со статьей 42 указанного Федерального закона собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

На основании пункта 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

При этом приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

При этом гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом на основании пункта 3 статьи 1064 данного Кодекса вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

На основании изложенного собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

При этом указанные мероприятия осуществляются в рамках обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, факт причинения которого конкретным лицом подлежит доказыванию.

Таким образом, в случае добровольного возмещения вреда, причиненного окружающей среде путем совершения фактических действий, направленных на восстановление состояния окружающей среды, существовавшего до ее загрязнения, размер вреда рассчитывается исходя из стоимости проведенных рекультивационных или иных восстановительных работ. При этом дополнительный расчет ущерба в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде не осуществляется.

https://www.ecospecialist.ru

Меню

Новости экологии