Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление суда от 18 декабря 2015 года по делу № А56-11478/2015. Предмет рассмотрения: плата за негативное воздействие на окружающую среду

Постановление суда от 18 декабря 2015 года по делу № А56-11478/2015

Арбитражный суд: Тринадцатый ААС (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская область, Мурманская область, Республика Карелия)

Предмет рассмотрения: плата за негативное воздействие на окружающую среду

В ходе проведения проверки административным органом установлено нарушение требований законодательства при исчислении размера платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект за 2012-2013 года.

Административным органом рассчитана сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды с применением пятикратного коэффициента.

Ввиду неисполнения организацией требования об уплате указанных платежей, административный орган обратился в суд.

Суд удовлетворил требования административного органа.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632) (далее – Порядок) данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Согласно пункту 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

При этом судом отклоняется довод организации о возможности взыскания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды без применения повышающего коэффициента в связи с отсутствием доказанности ее вины в сверхлимитном загрязнении.

Суд указывает, что пятикратный повышающий коэффициент устанавливает размер обязательного фискального платежа и не является мерой ответственности.

Ввиду изложенного суд отмечает, что вина организации за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды не имеет правового значения.

Суд также указал на не правильное применение судом первой инстанции положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года №5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее - Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. №5-П)

Согласно пункту 3.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года №5-П применительно к такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа – организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.

Согласно абзацу 7 пункта 4.2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года №5-П до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.

Организация в подтверждение своей позиции об определении платы за сброс в пределах допустимых нормативов ссылается на пункт 3.8 раздела 3 приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды Российской Федерации 26 января 1993 года, в соответствии с которой в спорный период, при сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т.д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов.

Ссылку организации на пункт 3.8 нормативного правого акта, действовавшего в спорный период, суд считает ошибочной в связи с тем, что указанный пункт применяется к неорганизованному сбросу загрязняющих веществ, в рассматриваемом случае сброс сточных вод осуществляется организацией из канализационных сетей непосредственно в водный объект.

Судом также указанно на то, что организация согласно действующему законодательству имеет возможность компенсировать расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, в том числе путем учета соответствующих сумм в составе взимаемой с абонентов платы за превышение ими установленных нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации по договорам на водоснабжение и водоотведение.

Резюме:

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды осуществляются с применением пятикратного повышающего коэффициента независимо от доказанности вины организации, осуществляющей негативное воздействие на окружающую среду, в сверхлимитном загрязнении.

https://www.ecospecialist.ru

Меню

Новости экологии