Постановление суда от 16 декабря 2015 года по делу № А08-6262/2015
Арбитражный суд: Девятнадцатый ААС (Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Тамбовская область)
Предмет рассмотрения: разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади
В административный орган обратилась организация с заявлением о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади, а также с проектом сброса загрязняющих веществ, поступающих на рельеф с дождевыми и талыми водами.
Административный орган отказал в удовлетворении заявления.
Сочтя решение административного органа незаконным, организация обратилась в суд.
Судом заявленные организацией требования не удовлетворены.
Согласно абзацам 1, 3 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Согласно пункту 1 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 указанной статьи Федерального закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с абзацем 3 письма Росприроднадзора от 20 февраля 2014 года № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» в настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Согласно указанному письму, в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования, территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения вопроса.
При этом плата, по мнению административного органа, за сброс осуществляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного коэффициента, предусмотренного пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» данным Постановлением утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления согласно приложению № 1.
Довод организации о том, что порядок выдачи разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты установлен Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным Приказом Минприроды России от 9 января 2013 года №2, судом отклонен как несостоятельный.
Суд отметил, что согласно пункту 14 указанного административного регламента при наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
Суд указал на отсутствие у организации нормативов допустимых сбросов, установленных в законодательном порядке.
Суд также указал на то, что в настоящее время не разработана методика определения нормативов допустимых сбросов на водосборные площади и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади, не определен орган по согласованию и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади.
Резюме суда:
Административный орган вправе отказать в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади в связи с отсутствием у административного органа полномочий на выдачу разрешений на сбросы загрязняющих веществ, поступающих на рельеф местности с дождевыми и талыми водами, а также не разработанностью на законодательном уровне порядка установления и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
При этом плата за сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади осуществляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного коэффициента, предусмотренного пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
https://www.ecospecialist.ru