Постановление суда от 15 января 2016 года по делу № А32-17525/2015
Арбитражный суд: АС Северо-Кавказского округа
Предмет рассмотрения: обжалование предписания административного органа
Административным органом в ходе проверки деятельности организации установлено искажение экологической информации в части информации о размещении отхода, повлекшее занижение организацией суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).
По результатам проверки организации выдано предписание произвести корректировку расчета платы за НВОС, внести плату в соответствующем размере.
Организация, не согласившись с предписанием административного органа, обратилась с исковым заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») (в ред., действовавшей до 31.12.2015 года) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платы за НВОС.
Организация указывает, что ей осуществлялась деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений, таким образом, при образовании в таких помещениях производственных и бытовых отходов обязанность по соблюдению экологического законодательства в части обращения с отходами возлагается на арендатора.
На основании абзаца 22 Информации Росприроднадзора «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» (размещенной на сайте Росприроднадзора 25 августа 2014 года) плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды, и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях.
В соответствии с абзацем 16 указанной Информации в случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то арендодатель осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре аренды, то обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за арендатором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и Гражданским кодексом РФ.
Довод административного органа о том, что на основании договора на оказание услуг по приему и размещению отходов, заключенным со сторонней организацией ответственность за образующиеся отходы возлагается на организацию-арендодателя, отклонен судом, поскольку указанный договор определяет лишь гражданско-правовые обязанности организации по оплате услуг по вывозу отходов и не регулирует распределение прав и обязанностей по эксплуатации и содержанию арендуемых помещений между арендодателем и арендаторами.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отмены предписания административного органа.
Резюме суда:
Размещение отходов, образовавшихся на арендованных площадях организации возлагает обязанность по внесению платы за НВОС на арендатора, в случае, если договором аренды не предусмотрено иное.
При этом заключение организацией-арендодателем договора на оказание услуг по приему и размещению отходов, в котором ответственность за образующиеся отходы возлагается на такую организацию в данном случае самостоятельного правового значения не имеет.
https://www.ecospecialist.ru