Постановление суда от 22 января 2016 года по делу № А75-4990/2015
Арбитражный суд: Пятнадцатый ААС (Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область)
Предмет рассмотрения: признание действий административного органа незаконными
Организацией проведена инвентаризация принадлежащих ей объектов размещения отходов, по результатам которой составлены характеристики таких объектов. В характеристиках в качестве назначения таких объектов указано «захоронение отходов», характеристики направлены в территориальный орган Росприроднадзора (далее – административный орган) с заявлением о включении указанных объектов в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).
На основании предоставленных организацией данных административный орган направил в адрес Росприроднадзора информацию об объектах размещения отходов организации для включения в ГРОРО, изменив указанный организацией вид назначения таких объектов с «захоронения отходов» на «хранение отходов».
Объекты размещения отходов организации внесены в ГРОРО с назначением «хранение отходов».
Считая действия административного органа незаконными, организация обратилась в суд.
На основании пункта 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, (далее – Порядок) ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49 (далее – Правила).
При этом организация указывает на то, что административный орган обязан передать представленные заявителем характеристики объектов размещения отходов в Росприроднадзор для включения информации об объекте в ГРОРО в том виде, в котором она представлена заявителем, без проведения анализа и проверки такой информации на предмет ее соответствия законодательству и без её самостоятельной корректировки, в том числе без корректировки вида назначения объекта размещения отходов.
На основании пункта 16 Порядка государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов.
На основании указанных положений Порядка суд делает вывод, что территориальный орган Росприроднадзора осуществляет не механическое перенаправление поступившей в его адрес от юридического лица информации об объектах размещения отходов, а производит ее обработку и анализ и предоставляет в Росприроднадзор обработанную информацию по форме, отличной от формы, в которой такая информация поступает от организации.
На основании пункта 5 Правил источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
Таким образом, информация об объектах размещения отходов, в том числе об их назначении, и характеристика таких объектов в любом случае, вне зависимости от того, кем она формируется, определяется на основании данных, содержащихся в перечисленных выше источниках информации, в числе прочего, на основании проектной документации на строительство объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что характеристики объектов размещения отходов, представленные в административный орган с заявлением о включении таких объектов в ГРОРО, составлены организацией на основании проектной документации на строительство объектов размещения отходов, в которой предусматривается захоронение отходов, и получившей положительные заключения государственных экологических экспертиз.
Суд указывает, что при осуществлении систематизации и проверки предоставленной организацией информации о соответствующих объектах административный орган обязан руководствоваться содержанием проектной документации с учетом выданных в отношении нее положительных заключений государственной экологической экспертизы.
Административный орган указывает, что проектная документация объектов размещения отходов не может быть принята во внимание, в связи с истечением срока действия положительных заключений государственной экологической экспертизы.
На основании абзаца 5 статьи 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны, в числе прочего, осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При этом в соответствии с материалами дела реализация соответствующих проектов осуществлена в пределах срока действия положительных заключений государственной экологической экспертизы.
Суд обращает внимание на то, что проектной документацией предусмотрены мероприятия не только на период строительства объектов, но и на период их эксплуатации, таким образом, требования проектной документации являются действующими и обязательными для организации до настоящего времени, несмотря на то, что срок заключений государственной экологической экспертизы истек.
Данный вывод соответствуют сложившейся судебной практике.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о незаконности действий административного органа и о необходимости возложения на него обязанности по направлению информации в Росприроднадзор, изменив в графе «назначение объекта размещения отходов» с «хранения» на «захоронение» по всем спорным объектам размещения отходов.
Резюме суда:
Изменение территориальным органом Росприроднадзора указанного заявителем в заявлении о включении объектов размещения отходов в ГРОРО вида назначения соответствующих объектов организации с «захоронения» на «хранение» противоречит действующему законодательству, в случае если организацией предоставлена проектная документация на строительство таких объектов, получившая положительные заключения экологических экспертиз.
https://www.ecospecialist.ru