Постановление суда от 4 февраля 2016 года по делу № А21-3423/2015
Арбитражный суд: Тринадцатый ААС (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская область, Мурманская область, Республика Карелия)
Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды
Административным органом проведена проверка деятельности организации, которой на праве аренды принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения. В ходе проверки зафиксировано самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, перекрытие почв и захламление их насыпями грунта, что привело к деградации, нарушению земель сельскохозяйственного назначения и снижению их природно-хозяйственной значимости.
На основании результатов проверки организация привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ. Данным положением предусматривается ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Административный орган обратился к организации с требованием о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Размер указанного вреда определен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238 (далее – Методика).
Указанное требование организацией в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения административного органа с исковым заявлением в суд.
На основании пункта 1 статьи 77 Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Суд указывает, что для наступления негативных последствий и оснований для ответственности достаточно факта снятия и перемещения плодородного слоя, так как в результате этого происходит ухудшение его свойств, частичное разрушение структуры, изменение его физических и химических, биологических свойств, изменение всей экосистемы земельного участка, нарушение растительного покрова, предохраняющего почву, влаго- и воздухо- проницаемости, то есть утрата природных свойств плодородного слоя почвы. В результате чего причиняется вред окружающей среде - почвам как объекту окружающей среды.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Методики на ее основании исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
Организация указывает на то, что нарушения земельного законодательства, вмененные организации, определены в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий путем визуального осмотра без проведения экспертиз или иных обследований.
При этом суд указывает, что в зависимости от характера нарушений качественная оценка состояния земель может быть произведена при визуальном осмотре земельных участков и при надлежащем документальном оформлении может служить самостоятельным доказательством нарушения земельного законодательства без проведения каких-либо иных обследовательских мероприятий. В данном случае химическое загрязнение почв не вменяется, в связи с чем проведения лабораторных (экспертных) исследований и заключений не требовалось.
Резюме суда:
Самовольное снятие и перемещение организацией плодородного слоя почвы, перекрытие почв и захламление их насыпями грунта, повлекшее деградацию, нарушению земель возлагает на такую организацию обязанность по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при этом проведения отбора образцов почвы для исследования (экспертизы) не требуется.
https://www.ecospecialist.ru