Постановление суда от 19 января 2016 года по делу № А51-14277/2015
Арбитражный суд: АС Дальневосточного округа
Предмет рассмотрения: признание незаконным решения административного органа
Административным органом проведена проверка деятельности организации, которой предоставлен в пользование земельный участок сельскохозяйственного использования.
В рамках проверки установлено, что указанный участок зарос сорной древесно-кустарниковой растительностью, таким образом, организацией не выполнялись обязательные мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит их деградация.
На основании результатов проверки организация привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Данным положением предусматривается ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Организация, посчитав решение административного органа о привлечении к ответственности незаконным, обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
На основании подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе прочего, мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
В соответствии с абзацем 18 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Из материалов дела следует, что растительность на земельном участке организации является лесозащитной полосой, что не мешает использованию участка по назначению. При этом действующим законодательством не разрешается осуществлять порубку зелёных насаждений, произрастающих на землях сельскохозяйственного значения и представляющих собой санитарно-защитную зону.
Отклоняя довод административного органа о произрастании на земельном участке сорной растительности, суды правомерно исходили из того, что материалами дела подтверждается ведение обществом заготовки сена на нём.
Кроме того, материалами дела не подтверждается наступление неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований организации.
Резюме суда:
Нахождение на участке организации, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, зеленых насаждений, представляющих собой санитарно-защитную зону, не ведет к снижению показателей плодородного слоя почвы и, как следствие, не может быть квалифицировано в соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
https://www.ecolawyer.ru