Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление суда от 20 февраля 2016 года по делу № А34-5469/2014. Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды

Постановление суда от 20 февраля 2016 года по делу № А34-5469/2014

Арбитражный суд: АС Уральского округа

Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды

В ходе проверки административным органом деятельности организации зафиксирован произошедший разлив нефти на почву.

На основании результата анализа отбора проб загрязненного грунта, установлено превышение в пробах концентрации нефтепродуктов.

Административный орган направил в адрес организации расчет вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды с требованием о его уплате. Данное требование не удовлетворено организацией, в связи с чем организация обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, приходят к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного органа, ссылаясь на проведение организацией ряда мероприятий по рекультивации нарушенных земель.

При этом суд кассационной инстанции указывает, что судами не учтено следующее.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании пункта 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Так, суд поясняет, что размер вреда определяется либо самостоятельно по факту затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством основания для зачета затрат организации по ликвидации последствий разлива нефти в сумму затрат, необходимых для возмещения вреда почвам, отсутствуют.

На основании абзаца 7 пункта 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды России № 525, Роскомзема России № 67 от 22 декабря 1995 года, рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Суд указывает, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).

Таким образом, размер вреда, причиненный почвам, рассчитанный административным органом на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238, является правильным, поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Кроме того, суд, отменяя решения нижестоящих судов, поясняет, что при определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.

Резюме суда:

Осуществление организацией мероприятий по рекультивации земель, загрязненных в результате разлива нефти, не является основанием для освобождения организации от обязанности по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, поскольку при определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.

Позиция Центра правового обеспечения природопользования

Судебное решение не соответствует действующему законодательству. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

На основании пункта 1 статьи 77 указанного Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Также в соответствии со статьей  42 указанного Федерального закона собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

На основании пункта 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

При этом приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

При этом гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом на основании части 3 статьи 1064 данного Кодекса вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

На основании изложенного собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

При этом указанные мероприятия осуществляются в рамках обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, факт причинения которого конкретным лицом подлежит доказыванию.

Таким образом, в случае добровольного возмещения вреда, причиненного окружающей среде путем совершения фактических действий, направленных на восстановление состояния окружающей среды, существовавшего до ее загрязнения, размер вреда рассчитывается исходя из стоимости проведенных рекультивационных или иных восстановительных работ. При этом дополнительный расчет ущерба в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде не осуществляется.

https://www.ecospecialist.ru

Меню

Новости экологии