Постановление суда от 26 февраля 2016 года по делу № А71-7712/2015
Арбитражный суд: АС Поволжского округа
Предмет рассмотрения: возврат излишне внесенной платы за НВОС
Организация, осуществляющая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, обратилась к административному органу с требованием о возврате излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). По мнению организации, переплата образовалась в результате ошибочного применения пятикратного повышающего коэффициента.
Административным органом в удовлетворении требования отказано поскольку организацией правомерно применялся пятикратного повышающего коэффициент к плате за НВОС в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Сочтя отказ административного органа незаконным, организация обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
На основании абзаца 4 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632, (далее – Порядок) плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
На основании пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В соответствии с пунктом 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 данного Порядка.
При этом административным органом не учтено, что организация относится к субъектам малого предпринимательства.
На основании абзаца 3 пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
В соответствии с пунктом 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность [об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов] в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Таким образом, организация освобождена от обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом из материалов дела следует, что организация по установленной форме представляла отчетность о фактически образованном и размещенном количестве отходов, ошибочно указывая в данных отчетах применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований организации.
Резюме суда:
Применение организацией, относящейся к субъектам малого предпринимательства, пятикратного повышающего коэффициента за отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в случае если такой организацией в административный орган предоставлялась отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов является неправомерным.
В таком случае излишне внесенная плата за НВОС подлежит возврату.
https://www.ecospecialist.ru