Постановление суда от 17 марта 2016 года по делу № А13-3470/2015
Арбитражный суд: Четырнадцатый ААС (Архангельская область, Вологодская область, Новгородская область, Псковская область, Тверская область)
Предмет рассмотрения: отказ в возврате части внесенной платы за НВОС
Организация, осуществляющая лесозаготовительную деятельность, обратилась к административному органу с заявлением о возврате части ранее внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), указывая на то, что не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от «Об отходах производства и потребления»).
Рассмотрев заявление организации, административный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления организации.
Сочтя отказ административного органа незаконным, организация обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На основании абзаца 6 статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
На основании абзаца 7 статьи 1 указанного Федерального закона захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с абзацем 12 статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
На основании статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливаются требования к объектам размещения отходов.
Таким образом, суд указывает, что деятельность по размещению отходов производства и потребления носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
На основании пункта 8 ГОСТ 17462-84 «Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта СССР от 14 декабря 1984 года № 4436, к отходам лесозаготовок отнесены древесные остатки, образующиеся при валке деревьев, очистке их от сучьев, раскряжевке хлыстов, разделке долготья и окорке сортиментов.
При этом к древесным остаткам относятся: вершины, сучья, ветви, откомлевки, немерные отрезки и обломки хлыстов, кора, хвоя, листья, опилки.
В соответствии с положениями Федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок относятся к отходам V класса опасности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с технологическими картами разработки лесосек организация производит укладку и уплотнение порубочных остатков на волоках и подштабельных площадках с приминкой их трактором одновременно с заготовкой. Указанные отходы не транспортируются на полигон твердых бытовых отходов, а остаются на лесосеках.
Порубочные остатки, оставленные организацией в местах рубок, административный орган воспринял как размещение отходов.
На основании части 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 61 Правил заготовки древесины, утв. Приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 года № 337, очистка мест рубок осуществляется следующими способами:
В соответствии с подпунктом «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, при использовании лесов, в том числе, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
Кроме того, из заключения эксперта следует, что при условии своевременной очистки мест рубок способами, регламентированными действующим законодательством Российской Федерации, порубочные остатки положительно влияют на сохранность почвы, способствуют улучшению лесовосстановительных процессов, повышению продуктивности лесов и сохранению биологического разнообразия, то есть не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порубочные остатки, способствующие выполнению целевых функций лесов, не могут быть отнесены к категории отходов, за размещение которых предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Рассмотрев материалы дела, суд удовлетворил требования организации, признав решение административного органа об отказе в возврате части платы за НВОС.
Резюме суда:
Размещение организацией на лесосеках порубочных остатков, способствующих выполнению целевых функций лесов, не является размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и, как следствие, не является основанием для возложения на такую организацию обязанности по внесению платы за НВОС.
Позиция Центра правового обеспечения природопользования:
Решение суда соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
В соответствии с частью 3 указанной статьи правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223, при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается в том числе захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
На основании абзаца 2 пункта 16 указанного нормативного правового акта лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в числе прочего регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины, утв. Приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 года № 337 (далее – Правила заготовки древесины), очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
При этом очистка мест рубок осуществляется следующими способами:
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
На основании изложенного разбрасывание измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий а также укладывание порубочных остатков и оставление их на перегнивание на месте рубки являются способами очистки мест рубок.
Согласно пункту 9 раздела II «Общие требования пожарной безопасности в лесах» Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии с абзацем 1 пункта 16 указанного нормативного правового акта при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При этом на основании подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются в том числе укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
На основании пункта 20 указанного нормативного правового акта места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Также в соответствии с пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
На основании изложенного Правила пожарной безопасности в лесах разделяют понятия «бытовые, строительные, промышленные и иные отходы и мусор» и «заготовленная древесина, порубочные остатки и другие горючие материалы».
При этом ввиду возможности применения в качестве очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (при наличии требования о запрете засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором) можно сделать вывод о том, что порубочные остатки не являются отходом или мусором.
Данный вывод подтверждается в том числе пунктом 7 Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утв. Приказом Рослесхоза от 15 декабря 2011 года № 512, в соответствии с которым заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, являющихся порубочными остатками при заготовке древесины по договору аренды лесного участка или договору купли-продажи лесных насаждений, не требуют оформления дополнительного договора и не считаются отдельным видом использования лесов.
Таким образом, порубочные остатки являются недревесными лесными ресурсами, но не отходом.
На основании изложенного природопользователь при проведении рубок лесных насаждений вправе в соответствии с пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах, а также пунктом 61 Правил заготовки древесины производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков путем разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
При этом деятельность по разбрасыванию порубочных остатков в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) не является видом деятельности по обращению с отходами
https://www.ecospecialist.ru