Постановление Верховного Суда РФ от 25 апреля 2016 года по делу № А63-5304/2015
Предмет рассмотрения: выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие соответствующего разрешения
Административным органом проведена проверка деятельности организации, в ходе которой установлено, что организация эксплуатирует стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – газовый котел.
При этом разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разработанный и утвержденный проект нормативов допустимых выбросов у организации отсутствует.
На основании результатов проверки организация привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. Данным положением предусматривается ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Сочтя решение административного органа незаконным, организация обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
Рассматривая материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом не установлен факт нахождения вредного (загрязняющего) вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Суды вышестоящих инстанций не согласились с данным решением по следующим основаниям.
На основании абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
На основании пункта 6 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утв. Приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 года № 579, к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 данного Порядка.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 указанного Порядка государственному учету и нормированию, помимо прочего, подлежат вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном 2 к данному Приказу, а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 данного Порядка.
Факт осуществления выбросов веществ в атмосферный воздух подтверждается данными организации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) и не оспаривается.
При этом из расчета платы за НВОС следует, что в ходе деятельности газового котла организации, образовываются такие вещества как диоксид азота, оксид углерода.
Указанные вещества содержатся в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утв. Приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 года № 579.
Суд поясняет, что вредность веществ, в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, включенных в Перечень загрязняющих веществ, не обусловлена какой-либо их концентрацией в атмосферном воздухе.
Таким образом, выброс указанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом, которое у организации отсутствует, что является основанием для привлечения к соответствующей административной ответственности.
Резюме суда:
Эксплуатация организацией стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ, в случае если вещества, содержащиеся в выбросах организации, включены в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утв. Приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 года № 579, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в том числе, в случае если факт нахождения вредного (загрязняющего) вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха не установлен.
https://www.ecours.ru/ru/