Постановление суда от 16 мая 2016 года по делу № А34-24/2015
Арбитражный суд: Восемнадцатый ААС (Курганская область, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Челябинская область)
Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного загрязнением земель
В результате проведенной административным органом плановой выездной проверки организации, установлен факт загрязнения нефтепродуктами территории земельного участка, находящегося во временном владении и пользовании организации на основании договора аренды.
Административным органом на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238) (далее – Методика) был определен размер суммы вреда, причиненного загрязнением земель.
Административный орган направил организации уведомление о добровольной уплате, однако в установленный 30-днейвный срок оплата не произведена.
Административный орган обратился в суд о взыскании с организации ущерба, причиненного загрязнением земель.
В отзыве организация ссылается на необоснованность применения в данном случае Методики, а также правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2015 года № 310-ЭС15-1168, так как фактически был загрязнен земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, для производственных целей.
Организация указывает на то, что были совершены все действия, необходимые для восстановления земельного участка в целях использования последнего по прямому назначению.
В соответствии с пунктом 1 Методики, методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункту «а» пункта 2 Методики, данной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах.
В соответствии с пунктом 3 Методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на случаи несанкционированного размещения радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Федерального закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Суд поясняет, что нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пунктам 3, 5, 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Минприроды России от 22 декабря 1995 года № 525) для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель.
Суд поясняет, что правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2015 года № 310-ЭС15-1168 применима к указанным правоотношениям.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований административного органа.
Резюме суда:
Расчет размера причиненного вреда земельному участку из категории земель - земли населенных пунктов, для производственных целей, осуществляется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 238).
При этом действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.
https://www.ecolawyer.ru