Постановление суда от 13 мая 2016 года по делу № А53-25343/2015
Арбитражный суд: АС Северо-Кавказского округа
Предмет рассмотрения: отказ административного органа в приостановлении права пользования недрами
Организация, осуществляющая пользование недрами на основании соответствующей лицензии, обратилась к административному органу с заявлением о приостановлении права пользования недрами на три года.
Административный орган в удовлетворении заявления отказа в связи с отсутствием причин, обосновывающих приостановление права пользования недрами.
Сочтя отказ административного органа незаконным, организация обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании пункта 9 части 2 статьи 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе, по инициативе недропользователя по его заявлению.
Таким образом, суд указывает на отсутствие безусловной обязанности уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь на основании волеизъявления недропользователя.
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утв. Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315, (далее – Административный регламент) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе оформляется в произвольной форме, адресуется руководителю соответствующего территориального органа Роснедр, подписывается руководителем владельца лицензии или уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом, заверяется печатью (в случае если заявитель является юридическим лицом) и подается в указанный в ней территориальный орган Роснедр.
Заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами должно содержать:
На основании абзаца 1 пункта 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган – Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами.
Суд указывает, что поскольку Административным регламентом не установлен специальный порядок действий уполномоченного органа по принятию решения о приостановлении права пользования недрами на основании лицензии недропользователя, процедура досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентирована комплексно и указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения комиссией.
Таким образом, решение о приостановления права пользования недрами может быть принято только на основании анализа причин такого приостановления с приложением необходимой документации по состоянию участка недр и проводимым работам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 107 Административного регламента при приостановлении права пользования недрами временно прекращается основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. Лицензия на пользование участком недр при приостановлении права пользования недрами с государственного учета не снимается.
Основываясь на данных положениях, суд поясняет, что административный орган принимает решение не только приостановления права пользования недрами, но и о работах, необходимых к выполнению в связи с приостановлением недропользователем в целях охраны недр, соблюдения публичных и частных интересов.
Кроме того, из материалов дела следует, что в случае приостановления права пользования недрами сроком на три года организация не сможет выполнить существенные условия лицензии, что приведет к досрочному прекращению права пользования недрами и отзыву лицензии.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что административный орган обоснованно отказал организации в удовлетворении заявления на приостановление права пользования недрами.
Резюме суда:
Отказ административного органа в удовлетворении заявления организации о приостановлении права пользования недрами, не содержащего причин, обосновывающих приостановление права пользования недрами, не противоречит действующему законодательству.
https://www.ecours.ru/ru/