Постановление суда от 25 мая 2016 года по делу № А78-12926/2015
Арбитражный суд: АС Восточно-Сибирского округа
Предмет рассмотрения: нарушения требований лицензии на пользование недрами
Административным органом проведена проверка деятельности организации-недропользователя. В ходе проверки установлено, что лицензией на пользование недрами на организацию возложена обязанность по корректировке технико-экономических обоснований (далее – ТЭО) постоянных кондиций и пересчету запасов полезных ископаемых с их апробацией.
Указанные требования организацией не исполнены, что послужило основанием для привлечения ее к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Данным положением предусматривается ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Не согласившись с решением административного органа, организация обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
На основании пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В обоснование своих требований организация указывает, что она не является субъектом, на которого возложена обязанность по подготовке корректировки ТЭО постоянных кондиций и пересчета запасов полезных ископаемых с их апробацией.
Данный довод отклоняется судом со ссылкой на нормы Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утв. Распоряжения МПР России от 5 июля 1999 года № 83-р, (далее – Положение) которое предназначено для использования органами управления государственным фондом недр при разработке федеральных и территориальных программ развития и освоения минерально-сырьевой базы, недропользователями всех форм собственности, научными учреждениями и организациями, при предоставлении лицензии на право пользования недрами и контроле за соблюдением условий недропользования, при государственной экспертизе геологической информации, а также для целей проектирования, финансирования и проведения геологоразведочных работ по договорам между заказчиком и производителем работ.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4.1.8 Положения по результатам разведочных работ разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций, производится подсчет запасов основных и попутных полезных ископаемых и компонентов по категориям в соответствии с группировкой месторождений по сложности строения, дается детальная экономическая оценка промышленной ценности месторождения.
На основании пункта 4.2.5 Положения в процессе разработки месторождения при резком отклонении в отдельных частях месторождения геологических, горнотехнических, технологических и иных условий отработки, принятых в разведочных кондициях, а также в связи с изменением рыночной конъюнктуры на продукцию горного предприятия или других факторов, недропользователь имеет право разработать ТЭО эксплуатационных кондиций.
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно недропользователь является лицом, на которое возложена обязанность по исполнению спорных требований.
Кроме того, организация указывает, что ей осуществлялась корректировка эксплуатационных кондиций и соответствующий перерасчет запасов полезных ископаемых.
В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 года № 899, под постоянными разведочными кондициями понимается совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, условиям их разработки, обеспечивающих рациональное использование и охрану недр, применяемых для подсчета и оперативного учета запасов полезных ископаемых разрабатываемого месторождения;
под эксплуатационными кондициями понимается совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, условиям их разработки, обеспечивающих рациональное использование и охрану недр, применяемых для подсчета и оперативного учета запасов полезных ископаемых отдельных частей разрабатываемого месторождения, геологическое строение и условия разработки которых существенно отличаются от геологического строения и условий разработки месторождения в целом.
На основании абзаца 1 указанного положения отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов полезных ископаемых.
Таким образом, суд поясняет, что поскольку, лицензионным соглашением предусмотрена корректировка ТЭО постоянных кондиций и пересчет запасов с апробацией их в установленном порядке, то доводы организации о проведении корректировки эксплуатационных кондиций и перерасчетов запасов, не могут быть приняты в обоснование соблюдения организацией лицензионного соглашения.
Рассмотрев материалы дела, суд не находит основания для отмены решения административного органа.
Резюме суда:
Проведение организацией корректировки эксплуатационных кондиций и перерасчетов запасов полезных ископаемых на их основании, в случае если лицензией такой организации на пользование недрами предусмотрена необходимость корректировки технико-экономических обоснований постоянных кондиций и пересчету запасов с их апробацией, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
https://www.ecolawyer.ru