Постановление суда от 6 июня 2016 года по делу № А75-7777/2015
Арбитражный суд: АС Западно-Сибирского округа
Предмет рассмотрения: охрана и использование земель лесного фонда
Административным органом проведена проверка земельного участка, относящегося к категории земель лесного фонда, в ходе которой установлен факт загрязнения данного земельного участка нефтепродуктами в результате деятельности организации.
Вследствие допущенного загрязнения земельному участку причинен вред, выразившийся в порче почвы.
Административный орган составил расчет вреда, причиненного данному земельному участку в результате загрязнения нефтепродуктами, предложил организации добровольно возместить указанный вред.
Организация отказалась от возмещения вреда сославшись на то, что загрязненный земельный участок представляет собой
трассу коммуникаций и на нем отсутствуют лесные насаждения.
Административный орган сочтя отказ организации незаконным и необоснованным, обратился в суд с соответствующим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции признали заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в связи с тем, что отсутствие насаждений на земельном участке лесного фонда не является основанием для невыполнения организацией обязанности по возмещению вреда, причиненного такому земельному участку в результате загрязнения нефтепродуктами.
Суд кассационной инстанции поддержал доводы нижестоящих судов, и указал следующее.
Согласно п. 1 ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее порчи и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с абз. 35 ст. 1 указанного Федерального закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Поскольку в данном случае вред причинен земельному участку, относящемуся к категории земель лесного фонда, расчет причиненного вреда исчисляется согласно Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам
вследствие нарушения лесного законодательства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее - Методика).
Методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства. Следовательно, законодатель не отождествляет понятия «леса» и «лесные насаждения».
Таким образом, характеристика загрязненного участка лесного фонда, как трассы коммуникаций, не исключает отнесения указанного участка к землям лесного фонда.
Основываясь на материалах дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов нижестоящих инстанций, в связи с тем, что вред, причиненный земельному участку, относящемуся к категории земель лесного фонда, должен быть возмещен независимо от наличия или отсутствия на таком земельном участке лесных насаждений.
Резюме суда:
Загрязнение нефтепродуктами земельного участка, относящегося к категории земель лесного фонда, влечет за собой обязанность организации возместить вред, причиненный такому земельному участку.
Отсутствие лесных насаждений на земельном участке, относящегося к категории земель лесного фонда, не имеет правового значения для выполнения организацией указанной обязанности.
https://www.ecours.ru/ru/