Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление суда от 16 июня 2016 года по делу № А51-8521/2015. Предмет рассмотрения: экологическая экспертиза

Постановление суда от 16 июня 2016 года по делу № А51-8521/2015
Арбитражный суд: Пятый ААС (Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область)
Предмет рассмотрения: экологическая экспертиза

Организация, обладающая на праве собственности судном, обратилась в административный орган с заявлением о выдаче лицензии на право осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

К заявлению представлен план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план ЛАРН).

Административный орган вынес решение об отказе в предоставлении организации указанной лицензии, указав, что организацией не предоставлено положительное заключение государственной экологической экспертизы к плану ЛАРН.

Организация полагает, что данное решение административного органа является незаконным, поскольку в отношении плана ЛАРН не требуется прохождение государственной экологической экспертизы, в связи с чем обратилась в суд с соответствующим заявлением.

По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований организации, в связи с тем, что план ЛАРН не является объектом экологической экспертизы, так как организацией планируется осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам исключительно в морских портах и исключительно с использованием судна-бункеровщика.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, поддерживая доводы нижестоящего суда, указал следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

На основании пункта 28 части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.

Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 года № 193 (далее – Положение о лицензировании) предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу, осуществляемые на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

В соответствии с частью 4 статьи 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные настоящим законом.

Из подпункта «б» пункта 5 Положения «О лицензировании» следует, что к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии при выполнении работ по перегрузке нефти и нефтепродуктов в морских портах, относится наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно пункту 7 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Как установлено судебной коллегией, статья 12 ФЗ «Об экологической экспертизе», определяющая объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, не предусматривает экологическую экспертизу объектов, указанных в пункте 7 статьи 11 указанного закона.

Согласно пункту 4 статьи 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» объектом государственной экологической экспертизы является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Федерального закона. В случае, если указанный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.

Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» объектом экологической экспертизы является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведению буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Таким образом, погрузочно-разгрузочная деятельность, включающая работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; а также аналогичная деятельность в морских портах,  не регулируется положениями статьи 16.1. ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Субъектами деятельности, предусмотренной статьей 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» являются организации, осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

Организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в названной статье.

Бункеровка представляет собой погрузку на судно запасов топлива, заправка судна топливом и моторными маслами, а транспортировка – процесс перемещения груза/объекта в место назначения, посредством тех или иных транспортных средств. Из этого следует, что план ЛАРН, необходимый для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, а равно для осуществления такой деятельности, не является объектом государственной экологической экспертизы.

Данный вывод судебной коллегией согласуется с Положением о лицензировании, в силу которого получение лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту не обусловлено и не зависит от наличия или отсутствия положительного заключения экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Учитывая, что организация обратилась с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах только с использованием судна-бункеровщика,  не указывая на то, что планируется к осуществлению лицензируемая деятельность с использованием иных объектов, то в силу приведенных норм права к заявителю не применимы требования пункта 2 статьи 4.1, статьи 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Таким образом, принимая во внимание значение понятий, используемых при применении названных федеральных законов, раскрытых в статьях 4.1, 16.1, 34, ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», коллегия поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что план ЛАРН, предоставленный организацией в составе документов при подаче заявления на получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность, объектом государственной экологической экспертизы не является.

При этом суд указал, что в этой связи получение отдельными компаниями положительных заключений государственной экологической экспертизы в отношении планов ЛАРН, на которые ссылается административный орган, очевидно было сопряжено с эксплуатацией указанными компаниями при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности помимо морских судов (танкеров-бункеровщиков) также объектов, перечисленных в статье 16.1 Закона ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (искусственных островов, установок и т.д.), либо с осуществлением указанной деятельности вне территории морских портов.

По результатам рассмотрения материалов дела, суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения требований административного органа не имеется.

Резюме суда:

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, предоставляемый организацией в составе документов при подаче заявления на получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность, не является объектом государственной экологической экспертизы, в случае если данная организация намеревается осуществлять данную деятельность на территории морского порта.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии