Постановление суда от 6 июля 2016 года по делу № А29-11954/2015
Арбитражный суд: Второй ААС (Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Республика Коми, Ярославская область)
Предмет рассмотрения: охрана и использование водных объектов
Организация осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду посредством сброса загрязняющих веществ в водный объект, в связи с чем обратилась в административный орган с заявлением о предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов в данный водный объект (далее – государственная услуга).
Административный орган отказал в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что указанные нормативы допустимых сбросов (далее – НДС) не согласованы уполномоченным органом исполнительной власти (далее – уполномоченный орган).
Данный отказ административного органа послужил основанием для обращения организации в суд с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения материалов дела суд первой инстанции пришел к выводам о необходимости удовлетворения требований организации в связи с тем, что отсутствие согласования проекта НДС уполномоченным органом не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Признавая доводы нижестоящего суда законными и обоснованными, апелляционный суд отметил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии со статьей 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» НДС устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» НДС утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию, в том числе, с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В соответствии с пунктом 22.6 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утв. Приказом Минприроды России от 2 июня 2014 года № 246 (далее – Административный регламент), заключение о несоответствии проекта НДС и (или) наличие одного или более мотивированного отказа в согласовании НДС от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти является основанием для оформления мотивированного отказа в утверждении НДС.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган отказался рассматривать указанные НДС по причине отсутствия бюджетного финансирования.
Судом установлено, что отказ в утверждении НДС может быть оформлен при наличии мотивированного отказа в согласовании со стороны согласующих уполномоченных органов исполнительной власти, при этом данный отказ как результат предоставления государственной услуги также должен быть мотивированным.
Суд определил, что под мотивированностью следует понимать внешнее выражение обоснованности, представляющее собой совокупность мотивов (доводов), которые объясняют, как фактические обстоятельства конкретной ситуации (конкретного проекта) взаимодействуют с нормами права.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения нижестоящего суда и удовлетворения требований административного органа.
Резюме суда:
Отказ уполномоченного органа исполнительной власти в согласовании НДС, обусловленный отсутствием бюджетного финансирования данного органа, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по утверждению указанных НДС.
https://www.ecours.ru/ru/