Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление суда от 7 июля 2016 года по делу № А07-16257/2015. Предмет рассмотрения: размещение отходов производства и потребления

Постановление суда от 7 июля 2016 года по делу № А07-16257/2015
Арбитражный суд: АС Уральского округа
Предмет рассмотрения: размещение отходов производства и потребления

Организация осуществляет деятельность по добыче и переработке рудных полезных ископаемых, в результате которой образуются отходы производства – отвальные хвосты (далее – отходы).

Административным органом проведена проверка деятельности данной организации, в ходе которой установлено, что организация не вносила плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) в связи с размещением указанных отходов.

По результатам проверки в адрес организации направлено предписание с требованием рассчитать и внести указанную плату за НВОС.

Организация не согласилась исполнять выданное предписание, сославшись на то, что имеет технологическую возможность для переработки указанных отходов в целях извлечения полезных компонентов, в связи с чем обратилась в суд с заявлением о признании предписания незаконным.

По результатам рассмотрения материалов дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований организации в связи с тем, что наличие технологической возможности дальнейшей переработки отходов не имеет правового значения для выполнения организацией обязанности по внесению платы за НВОС в связи с размещением указанных отходов.

Арбитражный суд кассационной инстанции поддержал доводы нижестоящих судов, отметив следующее.

На основании пунктов 1, 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам НВОС относится, в том числе, размещение отходов производства.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Согласно абзацу 5 статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

При этом хранение отходов представляет собой складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.  

Согласно абзацу 10 статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (в том числе хвостохранилище) и включающее в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что исходя из применяемого организацией технологического процесса переработки рудных полезных ископаемых, образуются отходы производства в виде отвальных хвостов, при этом указанные отходы размещаются в хвостохранилище.

Судами также отмечено, что доказательств, подтверждающих фактическое осуществление дальнейшей переработки спорных отходов в целях извлечения полезных компонентов, материалы дела не содержат.

Таким образом, судами установлено, что за размещение отходов горнодобывающего производства в виде отвальных хвостов организация обязана вносить соответствующую плату за НВОС.

При этом наличие технологической возможности дальнейшей переработки отходов в целях извлечения полезных компонентов не является основанием для невыполнения организацией указанной обязанности.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания выданного предписания незаконным и удовлетворения требований организации.

Резюме суда:

Наличие в составе отвальных хвостов полезных компонентов, которые могут быть изъяты в процессе дальнейшей переработки не является основанием не считать данные отвальные хвосты отходами горнодобывающего и перерерабатывающего производств.

При этом отвальные хвосты, складируемые в объектах размещения отходов в течение более чем 11 месяцев рассматриваются в качестве размещенных отходов; организация, разместившая данные отходы обязана внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии