Постановление суда от 8 августа 2016 года по делу № А56-77326/2013
Арбитражный суд: АС Северо-западного округа
Предмет рассмотрения: размещение отходов производства и потребления
Административный орган обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с организации в пятикратном размере платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов IV и V классов опасности на объекте (в бывшем карьере от выработки песка), не указанном в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение.
По результатам рассмотрения материалов дела суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении исковых требований исходя из того, что пятикратный размер платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен в том числе в случаях, если организация размещала отходы IV и V классов опасности на объектах размещения отходов (далее – ОРО) не соответствующим требованиям, предъявляемым к ОРО и/или в результате размещения организацией отходов IV и V классов допущено негативное воздействие на окружающую среду.
При этом суды установили, что указание конкретного ОРО в ПНООЛР, утвержденного уполномоченным административным органом в установленном порядке, соответствует требованиям, установленным для ОРО.
Оценив доводы нижестоящих судов, суд кассационной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены вынесенных по делу судебных актов.
Правовая позиция кассационного суда сводится к следующему.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года № 284-О, плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Абзацем 1 пунктом 2 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании пункта 3 статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Судом кассационной инстанции установлено, что статья 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет особые требования к ОРО:
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 14561/08 и от 12 июля 2011 года № 1752/11.
Судами установлено, что организации, согласно представленным ПНООЛР, разрешено размещение на лицензированных предприятиях по размещению ТБО отходов IV и V класса опасности. При этом данных о песчаном карьере, как ОРО IV и V классов опасности, указанные ПНООЛР не содержат.
Руководствуясь материалами дела, суд кассационной инстанции признал не соответствующим действующему законодательству довод нижестоящих судов о том, что наличие сведений о песчаном карьере в ПНООЛР и отсутствие самостоятельного отказа в его утверждении со стороны административного органа не влияет на объем предоставляемых ПНООЛР прав, поскольку ПНООЛР не предоставляют организации права на размещение отходов с превышением количества отходов определенного класса опасности и на размещение отходов иным не предусмотренным законом способом.
Резюме суда:
Указание конкретного объекта ОРО в ПНООЛР, утвержденного уполномоченным административным органом в установленном порядке, не соответствует требованиям, установленным для объектов размещения отходов, поскольку данный объект должен быть внесен в государственный реестр ОРО в порядке, предусмотренном действующим законодательством об отходах производства и потребления.
В случае если организация размещает отходы производства и потребления на ОРО, указанном в ПНООЛР, но не включенном в ГРОРО, данная организация обязана вносить соответствующую плату за НВОС с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Позиция Центра:
Позиция кассационного суда не соответствует действующему законодательству.
Пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (далее - Порядок № 632), определено, что масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов.
Таким образом, положения Порядка № 632 не предусматривают учета каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) при применении пункта 6 Порядка № 632.
То есть, отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов не влечет за собой применение пятикратного превышающего коэффициента к расчету соответствующей платы за негативное воздействие на окружающую среду.
https://www.ecours.ru/ru/