Постановление суда от 11 августа 2016 года по делу № А42-5852/2015
Арбитражный суд: АС Северо-Западного округа
Предмет рассмотрения: предупреждение и ликвидация разливов нефти
Организация, в связи со строительством объекта «Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса (РСПК) нефтеналивных грузов» в бухте, обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти (далее – уполномоченный орган) с целью согласования и последующего утверждения план по предупреждению и ликвидации разливов нефти на рейдовом перегрузочном комплексе нефтеналивных грузов в бухте (далее – план ПЛРН).
Уполномоченный орган согласовал указанный план ПЛРН.
Третье лицо, осуществляющее рыбопромысловую деятельность на территории данной бухты, (далее – третье лицо), не согласившись с согласованием указанного плана ПЛРН, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного плана незаконным, ссылаясь на то, что в нем не предусмотрены сведения о предупреждении и ликвидации разливов нефти по отношению к его рыбоводным хозяйствам.
По результатам рассмотрения материалов дела суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку данные сведения не относятся к обязательным сведениям, которые должны быть указаны в плане ПЛРН, в том числе к особенностям района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации.
Проверив доводы нижестоящего суда, суд апелляционной инстанции признал их неправильными, поскольку возможное разлитие нефти окажет негативное влияние на водно-биологические ресурсы на промысловых участках третьего лица, что требует разработки мер реагировании с учетом особенностей данных участков и резервирования средств для возмещения возможного ущерба, причиненного ресурсам рыбопромысловых участков, при таких обстоятельствах, включение данных сведений в план ПЛРН являлось обязательным.
Суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционного суда и оставил в силе решение суда первой инстанции, руководствуясь следующей правовой позицией.
В соответствии с пунктом 2 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 (далее – Основные требования), планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.
В этом же пункте по значимым объектам определяется максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов.
Пунктом 4 Основных требований предусмотрено, что план ПЛРН должен содержать:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются – силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно- спасательных формирований;
в) организацию взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организацию управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями – участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
м) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Как установлено материалами дела, зоной действия плана ПЛРН является участок акватории морского порта, включая береговую черту, которая может быть загрязнена при неблагоприятных метеорологических условиях. Обеспечение постоянной готовности организации к ликвидации последствий ЧС(Н) в оперативной зоне осуществляется, в том числе, профессиональным аварийно-спасательным формированием.
Отмечается, что суд первой инстанции обоснованно отклонил довод третьего лица об отсутствии в плане ПЛРН информации о рыбоводных хозяйствах, поскольку данные сведения не относятся к обязательным сведениям, которые должны быть указаны в плане.
При этом само по себе согласование уполномоченным органом представленного плана ПЛРН не является окончательным решением, позволяющим организации приступить к строительству соответствующего объекта, в связи с чем не может нарушать права и интересы третьего лица. Возможное причинение третьему лицу в будущем ущерба от деятельности организации не является препятствием для согласования плана ПЛРН, а служит основанием (при наступлении соответствующих обстоятельств) для предъявления к возможным виновным лицам требований о возмещении ущерба.
Резюме суда:
Отсутствие в плане ПЛРН сведений о предупреждении и ликвидации разливов нефти по отношению к третьим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в зоне действия указанного плана, не является нарушением действующего законодательства.
https://www.ecours.ru/ru/