Постановление суда от 10 августа 2016 года по делу № А54-2791/2015
Арбитражный суд: Двадцатый ААС (Брянская область, Калужская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область)
Предмет рассмотрения: размещение отходов производства и потребления
Организация обратилась в уполномоченный орган по управлению государственным имуществом (далее – уполномоченный орган) с заявлением о предоставлении в собственность (выкупе) земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и используемого данной организацией в целях эксплуатации принадлежащего ей объекта размещения отходов – полигона захоронения промышленных отходов (далее – ОРО). ОРО не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом данный земельный участок находится в границах населенного пункта.
Уполномоченный орган вынес решение об отказе в предоставлении в собственность организации испрашиваемого земельного участка, указав, что земельный участок, на котором расположен объект размещения отходов, является ограниченным в обороте, соответственно, не может быть предоставлен в частную собственность.
Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного решения об отказе, отметив, что Земельный кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих, что земельный участок, на котором размещен ОРО, признается ограниченным в обороте.
По результатам рассмотрения материалов дела суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований организации в связи с тем, что в соответствии с пунктом 12 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к ограниченным в обороте отнесены земельные участки, загрязненные опасными отходами, при этом из содержания указанной нормы следует, что ограничиваются в обороте земельные участки именно загрязненные опасными отходами, а не земельные участки, на которых расположены объекты размещения отходов.
Проверив материалы дела, оценив доводы нижестоящего суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
При этом запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется исключительно в специально оборудованных местах.
Испрашиваемый земельный участок находится в пределах населенного пункта, а, следовательно, размещение на нем полигона захоронения промышленных отходов опасности недопустимо ввиду того, что федеральным законодательством предусмотрен прямой запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Таким образом, испрашиваемый участок не может быть предоставлен в собственность организации.
Резюме суда:
Земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации и находящийся в границах населенного пункта, используемый для эксплуатации объекта размещения отходов, не внесенного в Государственный реестр объектов размещения отходов, является ограниченным в обороте.
Предоставление такого земельного участка в частную собственность не соответствует действующему законодательству.
https://www.ecours.ru/ru/