Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2016 года по делу № А78-1563/2016
Категория: дела о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия
Обстоятельства дела:
Организация осуществляет деятельность, направленную на добычу полезных ископаемых. При этом в 2012, 2013 гг. организация осуществляла работы по добыче данных полезных ископаемых за пределами границ карьера, которые были утверждены согласно проектной документации.
Налоговым органом проведена проверка деятельности организации, в ходе которой установлено, что организацией не утверждены в установленном порядке нормативы потерь при добыче полезных ископаемых на 2012, 2013 гг. (далее – нормативы потерь).
По результатам проверки налоговым органом был произведен перерасчет налога на добычу полезных ископаемых, в связи с тем, что организация, при расчете указанного налога, применила данные неутвержденные нормативы потерь.
Таким образом, налоговый орган доначислил организации налог на добычу полезных ископаемых за 2012, 2013 гг.
Организация с выводами налогового органа не согласна, полагает, что данные нормативы утверждены (подтверждается протоколами территориального органа Ростехнадзора о согласовании дополнения к проекту плана развития горных работ на 2012, 2013 год, протоколами технических совещаний по рассмотрению планов развития горных работ на 2012 и 2013 год.), а также сослалась на то, что организация вправе самостоятельно утвердить нормативы потерь на указанный период в пределах нормативов потерь, утвержденных проектной документацией.
В целях защиты своих прав, организация обратилась в суд с заявлением о признании решения налогового органа о доначислении указанной суммы налога недействительным.
Налоговый орган, возражая доводам организации, указал, в частности, что:
Организация не могла самостоятельно утвердить нормативы потерь на 2012, 2013 гг., так как в техническом проекте разработки месторождения указаны примерные потери, следовательно, нормативы потерь в проектной документации организации не утверждены;
Протоколы территориального органа Ростехнадзора о согласовании дополнения к проекту плана развития горных работ 2012, 2013 гг. факт утверждения нормативов потерь не подтверждают, так как законом предусмотрена иная процедура утверждения нормативов потерь.
Позиция суда:
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что доначисление организации указанного налога является правомерным.
При этом доводы судов обеих инстанций основываются на следующем.
На основании положений пункта 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.
При этом применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
Согласно пункту 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 921 (далее – Правила) в действующей в спорный период редакции, нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации).
В подтверждение того, что организацией были утверждены спорные нормативы потерь, в материалы дела представлены протоколы территориального органа Ростехнадзора о согласовании дополнения к проекту плана развития горных работ на 2012, 2013 гг., протоколы технических совещаний по раскрытию плана развития горных работ на 2012, 2013 гг.
Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №921 от 29 декабря 2001 года (в редакции, действующей в спорный период) нормативы потерь утверждаются Федеральным агентством по недропользованию, утверждение и согласование нормативов потерь в полномочия территориального органа Ростехнадзора не входит.
Также судами опровергнут довод организации о том, что организация вправе самостоятельно утвердить нормативы потерь в пределах нормативов, утвержденных в проектной документации, поскольку представленный организацией технический проект содержит примерные потери полезных ископаемых и не утверждает указанные нормативы.
При таких обстоятельствах организация обязана уплатить налог на добычу полезных ископаемых за период 2012, 2013 г. в соответствии с расчетом налогового органа, не учитывающим данные нормативные потери.
Резюме суда: протоколы территориального органа Ростехнадзора о согласовании дополнений к проекту плана развития горных работ не являются документами, утверждающими нормативы потерь полезных ископаемых.
https://www.ecours.ru/ru/