Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 5 сентября 2016 года по делу № А42-4063/2016. Наличие у организации гаражей, боксов, автостоянок и транспортных средств не является достаточным основанием для предъявления к данной организации требования

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 5 сентября 2016 года по делу № А42-4063/2016

Предмет рассмотрения: охрана атмосферного воздуха

Обстоятельства дела:

Административный орган провел в отношении организации проверку соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки выявлено следующее:

  • организацией размещены  кирпичные боксы с автотранспортом и мототехникой;
  • организацией используется два кирпичных здания с пятью боксами, автотранспортом и автостоянкой.

При этом организация не разработала и не согласовала проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – ПДВ), не провела инвентаризацию таких выбросов.

Административным органом сделан вывод о нарушении организацией требований пункта 1 статьи 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в связи с чем организации предписано провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проекты ПДВ и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Организация, не согласившись с названным предписанием, обратилась в арбитражный суд с требованием признать его недействительным.

При этом организация ссылается на то, что не обязана проводить указанную инвентаризацию и разрабатывать соответствующие проекты.

По результатам рассмотрения материалов дела суд принял решение: заявленные требования удовлетворить.

Правовая позиция суда сводится к следующему.

На основании пункта 1 статьи 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – хозяйствующие субъекты), имеющие стационарные источники, обязаны, помимо прочего, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку  ПДВ и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В рассматриваемом случае административный орган связывает указанную обязанность хозяйствующих субъектов с выбросом загрязняющих веществ от стационарных источников – гаражей, боксов, автостоянки и передвижных источников – транспортных средств.

В пункте 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года закреплено, что разработка ПДВ и временно согласованных выбросов (далее – ВСВ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения, то есть используется в хозяйственной или иной предпринимательской деятельности.

Кроме того, из вышеприведенных правовых норм следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация в воздушном пространстве превысили установленные нормативы.

Административным органом не зафиксировано и не доказано, что гаражи, боксы, автостоянка и транспортные средства, принадлежащие организации, относятся к стационарным источникам загрязнения в том смысле, который придают приведенные выше нормы законодательства.

Сам факт наличия перечисленных объектов не может влечь автоматического признания их стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

Одновременно необходимо отметить, что квалификация того или иного выбрасываемого в атмосферный воздух вещества в качестве вредного или загрязняющего, невозможна без проведения указанных замеров, эмпирическим путем, на основании справочной литературы, в которой приводятся показатели выбросов веществ от тех или иных видов источников выбросов. Для возложения же на лицо обязанности совершить действия, касающиеся устранения нарушений при выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как в пределах допустимого выброса, так и с превышением такого предела, в любом случае следует доказать, что конкретное выбрасываемое в атмосферный воздух вещество подпадает под приведенное в статье 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» понятие загрязняющего вещества, и что выброс этого вещества соответствует тому, что законодатель понимает под загрязнением атмосферного воздуха.

Резюме суда:

Наличие у организации гаражей, боксов, автостоянок и транспортных средств не является достаточным основанием для предъявления к данной организации требования о проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проектов ПДВ и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Позиция Центра:

В настоящее время отмечается проблема недостаточности правового регулирования  в сфере нормирования негативного воздействия на окружающую среду, что является серьезным препятствием для осуществления хозяйствующими субъектами своей экономической деятельности.

Данное решение свидетельствует об укреплении в судебной практике правовой позиции, в соответствии с которой сам факт наличия объектов (гаражей, боксов, стоянок) не может влечь автоматического признания их стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, следовательно, не моет являться достаточным основанием для предъявления требования о проведении соответствующей инвентаризации и разработке проектов ПДВ.

При этом важно отметить разъяснение Минприроды России, изложенное в письме от 29 июня 2016 года № 12-47/15362 о том, что хозяйствующие субъекты при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии