Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление Семнадцатого ААС от 16 сентября 2016 года по делу № А71-1938/2016. Предмет рассмотрения: плата за негативное воздействие на окружающую среду

Постановление Семнадцатого ААС от 16 сентября 2016 года по делу № А71-1938/2016

Предмет рассмотрения: плата за негативное воздействие на окружающую среду

Обстоятельства дела:

Военный комиссариат (далее – учреждение) размещает отходы производства и потребления, в связи с чем вносит соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС).

Учреждение представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2012 года по 3 квартал 2015 года. По результатам проверки указанного расчета административным органом выявлена задолженность учреждения в размере 383 764 руб. 94 коп.

Неисполнение обязанности по внесению указанной платы за НВОС в добровольном порядке послужило основанием для обращения административного органа в арбитражный суд.

Решение суда первой инстанции:

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Правовая позиция суда апелляционной инстанции:

Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и соответствует материалам дела.

На основании статьи 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.  

Согласно статье 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в отчетный период) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632, данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и под земные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).  

На основании статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с письмом Ростехнадзора от 28 октября 2008 года № 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов.

Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей. Судом установлено, что в контракте не предусмотрен переход права собственности на отходы учреждения, как и обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью учреждения. Денежные средства для внесения данных платежей учреждение специализированным организациям не передавало.

При таких обстоятельствах хранение учреждением отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает его от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данная правовая позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 78-Впр10-33, от 4 февраля 2015 года № 309-КГ14-2379

При этом ссылка учреждения на то, что оно ежеквартально направляет расчеты платы за НВОС среду в экологическую службу штаба материально-технического обеспечения Центрального военного округа для обобщения и полученные расчета направляет для оплаты в ФКУ «ОСК Центрального военного округа», не влияет на отсутствие обязанности по внесению платы в установленном законом порядке, поскольку плательщиком является данное учреждение, что подтверждается материалами дела.

Резюме суда:

Организация, размещающая отходы производства и потребления, обязана вносить соответствующую плату за НВОС, в случае, если такая обязанность не возложена на специализированную организацию в рамках заключенного договора (контракта).

Позиция Центра:

Решение вынесено на основании положений ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года. При этом указанные положения применяются исключительно к отношениям, возникшим до 1 января 2016 года.  Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 16.1 указанного Федерального закона, вступившей в силу с 1 января 2016 года, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. 

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии