Автор: Куликов Иван
Понятие «инцидент» определено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так, инцидент составляют отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
Следует отметить, что указанная категория претерпела изменения в связи с вступлением в силу 15 марта 2013 г. Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ.
Так, ранее действующая редакция Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к понятию «инцидент» относила любое нарушение положений данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Также следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к числу обязанностей организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, относятся, в частности, следующие обязанности:
соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 данного Федерального закона);
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
При этом согласно ст. 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
Таким образом, с 15 марта 2013 г. под инцидентом понимается исключительно отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
При этом Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не устанавливаются требования о необходимости (технического) расследования причин инцидента на ОПО.
Подобное требование установлено данным Федеральным законом только в отношении аварий на ОПО.
В отношении инцидентов, произошедших на опасном производственном объекте, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливается обязанность организации, эксплуатирующей данный ОПО, по анализу причин возникновения произошедшего инцидента, принятию мер по устранению выявленных причин и профилактике подобных инцидентов, а также учету инцидентов и представлению информации об инцидентах в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (его территориальный орган).
В то же время необходимо отметить, что в соответствии с п. 8 ст. 12 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Согласно п. 5.2.15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404, (данный пункт Положения действовал с 10.06.2008 г. по 27.09.2010 г.) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: … порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Необходимо отметить, что в с 28.09.2010 г. в соответствии с п. 2 Изменений, которые вносятся в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717, указанные выше полномочия Минприроды России по установлению порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Следует отметить, что Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Порядок) утвержден Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480. В соответствии с п. 32 Порядка расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах и ГТС, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, и согласованными с территориальным органом Службы, осуществляющим надзор за данными объектами.
Согласно п. 33 Порядка для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов.
В соответствии с п. 34 Порядка результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.
При этом согласно абз. 1 п. 35 Порядка учет инцидентов на поднадзорном Службе объекте ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, ГТС, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 5 к данному Порядку, где регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.
Одновременно, в соответствии с п. 12 ст. 16 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица, индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что понятия «анализ причин инцидента на ОПО» и «расследование причин инцидента на ОПО» используются законодателем как тождественные.
Согласно абз. 7 п. 35 Порядка территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, ГТС, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.
На основании изложенного, требования должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о необходимости анализа (расследования) причин возникновения каждого инцидента, произошедшего на опасном производственном объекте организации, то есть причин отказа, повреждения технических устройств, отклонения от режима технологического процесса, соответствуют действующему законодательству.
Вывод:
1. С 15 марта 2013 г. под инцидентом понимается исключительно отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;
2. В отношении инцидентов, произошедших на опасном производственном объекте, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливается обязанность организации, эксплуатирующей данный ОПО, по анализу причин возникновения произошедшего инцидента, принятию мер по устранению выявленных причин и профилактике подобных инцидентов, а также учету инцидентов и представлению информации об инцидентах в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (его территориальный орган);
3. Из анализа действующего законодательства следует, что понятия «анализ причин инцидента на ОПО» и «расследование причин инцидента на ОПО» используются законодателем как тождественные;
4. Требования должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о необходимости анализа (расследования) причин возникновения каждого инцидента, произошедшего на опасном производственном объекте организации, то есть причин отказа, повреждения технических устройств, отклонения от режима технологического процесса, соответствуют действующему законодательству.
Информационно-аналитическое независимое издание для экологов "ЭкоПРАВО" (ИАИ "ЭкоПРАВО") - специализированный правовой журнал для специалистов ответственных за экологию, промышленную безопасность и охрану труда. https://www.ecours.ru/EkoPRAVO/o_zhurnale
ООО «Центр правового обеспечения природопользования»
тел/факс: (495) 621-69-29; 621-05-03; 621-18-80; 621-21-07
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.