Ежегодно Росприроднадзор выявляет тысячи нелегальных свалок. Как выиграть войну с "серыми" мусоровозами, приучить россиян к раздельному сбору отходов и зачем в Минприроды России стоят мусорные контейнеры, "РГ" рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артем Сидоров.
Артем Георгиевич, приведу личный пример. Около моего дома образовалась дикая свалка. Днем она закрыта, машины выгружают мусор ночью. Инспектор Росприроднадзора работает до 18.00, ночью он не дежурит. К кому обращаться?
Артем Сидоров: Могу предложить простой алгоритм действий. У нас на сайте Росприроднадзора есть электронная форма для прямого обращения к руководителю. Буквально в два "клика" можно написать письмо, не надо связываться с почтой, самому куда-то ходить.
А дальше в течение суток это обращение поступает к нам, наши специалисты или сами принимают необходимые меры реагирования, или (если это не наш вопрос) переправляют его в другое ведомство. Ситуация с мусором действительно самая обширная и проблемная тема. Более половины всех обращений граждан к нам так или иначе связаны с отходами.
Как я понимаю, вся проблема в том, что контроль над процессом вывоза и утилизации отходов сегодня откровенно слаб...
Артем Сидоров: Тут вот в чем проблема. У нас, например, до последнего времени транспортировка отходов никак не лицензировалась. Изначально расчет был на добропорядочность хозяйствующих субъектов. Но...
На практике существенный сегмент этого рынка заняли недобросовестные, стихийные участники. Они не регистрируются в качестве юрлиц или Индивидуальных предпринимателей и не платят налоги, не разрабатывают экологическую документацию. Вывозят отходы на необорудованных транспортных средствах туда, куда им удобно.
Работает это просто: "серые" перевозчики часто за наличные деньги перевозят отходы неизвестно куда - частично на полигоны, платя непосредственно каким-то дельцам налом, частично просто вываливают этот мусор где придется, прикарманивая все деньги. В итоге рентабельность теневого бизнеса, связанного с отходами, лишь немного проигрывала доходам от наркотрафика. Чтобы изменить ситуацию, сегодня вводится лицензирование всех этапов деятельности с отходами от сбора до захоронения и утилизации. Собственно, на это и направлены инициативы правительства, поддержанные законодателем. Так что сегодня мы все находимся на этапе перехода к принципиально новым механизмам государственного экологического регулирования.
И как обстоят дела?
Артем Сидоров: Срок лицензирования деятельности по работе с отходами продлили до 1 июля 2016 года. Это потребовалось, поскольку примерно из 20 тысяч организаций, которые должны пройти процедуру, по состоянию на середину декабря обратилось всего около 20 процентов.
Надеюсь, что теперь все заинтересованные в лицензиях и добросовестные природопользователи успеют получить лицензии. Всем остальным придется уйти с рынка.
Ежегодно в России образуется более 5 млрд тонн отходов. Сколько из них удается переработать, обезвредить и утилизировать? Куда девается остальной мусор?
Артем Сидоров: Знаете, что удивительно? Мы стоим на пороге революции, которую мало кто замечает.
Эта революция заключается в применении качественно нового и абсолютно прозрачного подхода к обращению с отходами. Мы создали госреестр объектов размещения отходов, все виды отходов включены в федеральный классификационный каталог отходов, то есть каталогизированы. Все это позволит нам навести порядок в этой сфере.
Например, создание реестра и лицензирование всех видов работ с отходами фактически дает старт активизации работ по закрытию так называемых санкционированных свалок, которые в том числе осуществляют свою деятельность на территории городов. Опять же по статистике в целом по России доля использованных и обезвреженных отходов по отношению к образованным составляет около 45 процентов. Но понятно, что после принятия новых законов эта цифра будет расти.
Поэтапно вводится запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
Сколько мусорных полигонов сегодня в России? Хватает?
Артем Сидоров: В государственный реестр объектов размещения отходов включено около 4 тысяч объектов. Так называемая общая остаточная вместимость полигонов размещения отходов (то есть сколько они еще могут принять твердых коммунальных отходов) составляет 1,7 миллиарда тонн. Если сравнить с тем, сколько отходов производится, то понятно, что ситуация достаточно напряженная.
Хотя она не везде одинаковая. Чуть лучше обстоит дело с размещением отходов в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. А наиболее остро проблема стоит в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Сегодня многие полигоны уже исчерпали свои возможности и должны быть закрыты. Как потом можно использовать эту территорию? Например, можно ли строить жилые дома рядом с бывшими свалками?
Артем Сидоров: Рекультивация закрытых полигонов - это большая и комплексная работа. Главная цель - улучшение экологической ситуации. Чтобы эту территорию можно было использовать дальше, чтобы она не превратилась в мертвую зону. В зависимости от того, где находится полигон, и других его особенностей может быть выбрано сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное и строительное направление рекультивации.
Например, после закрытия полигона в г. Осло (Норвегия) на одной части территории управляющая организация благодаря использованию установок по компостированию, сепарации и извлечению газа получает газ из 200 скважин полигона. А другая часть территории благоустроена и превращена в поле для гольфа.
Положительный опыт есть и у нас. На территории Москвы, в Новопеределкино, на месте свалки появилась насыпная гора, где расположился крупный центр зимнего отдыха в Москве для горнолыжников и сноубордистов.
Россия анонсировала переход к новой экологической политике: максимальному сокращению захоронения отходов с акцентом на переработку и вовлечению их в хозяйственный оборот. Получается?
Артем Сидоров: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предполагает, во-первых, создание развитой индустрии утилизации отходов, расширение использования возобновляемых источников энергии. А во-вторых, стимулирование процессов модернизации производства, сокращение образования и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств. Основы государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года устанавливают приоритет переработки отходов над их захоронением. Т.е. через 15 лет, а лучше раньше, мы должны перерабатывать более 50 процентов отходов. Поэтапно вводится запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. И в регионах ситуация уже начинает меняться. В качестве успешных проектов можно назвать Астраханскую, Курскую или, например, Тюменскую области.
В Астрахани с 2011 года реализуется региональная программа по созданию комплексной системы обращения с отходами. Пока введены в эксплуатацию 1 объект по использованию отходов, 1 объект по сортировке отходов, а также 1 объект захоронения отходов. Благодаря мусоросортировочному комплексу сегодня большая часть твердых бытовых отходов, образующихся в области, проходит перед захоронением сортировку. Это бумага, пластик, металлы, синтетика, резина и медицинские отходы и т.д. В Курской области на полигоне в Железногорске организована работа по обработке и сортировке поступающих отходов (все виды пластика и полимеров, картон и макулатура, стекло и стеклобой, алюминиевая и жестяная банка), что позволяет на 10 процентов (по массе) снизить количество захораниваемых отходов и продлить ресурс полигона минимум на 6 лет. Одновременно идет подготовка к строительству мусоросортировочного комплекса мощностью 200 тыс. кубометров/год в Курске.
Частные инвесторы идут в эту сферу?
Артем Сидоров: Понятно, что бизнес пойдет только туда, где он будет видеть свой интерес и свою выгоду. При этом желательно быструю.
Инвесторы в экологическую сферу не очень-то и вкладываются, потому что окупаемость здесь только через многие годы, может быть, появится. Быстрых и легких денег здесь нет, поэтому найти инвестора очень трудно.
Для меня очевидно, что государство должно стимулировать бизнес заходить именно в те сферы, которые мы определяем как общественно значимые. Как, это другой вопрос: налоговые каникулы, дотации или как-то еще должны определять экономисты.
Сегодня много говорится о зеленых технологиях и инновациях в этой сфере. Тем не менее такая простая вещь как пункт раздельного сбора мусора все еще остается диковинкой даже в столице. Как вы намерены решать эту проблему? Может, отказаться от мусоропроводов в домах?
Артем Сидоров: Европейские страны, давно перешедшие к раздельному сбору мусора, довольно быстро добились результата, активно используя метод кнута и пряника.
Для тех граждан, кто не перешел на раздельный сбор мусора, были резко подняты тарифы и налоги. А с другой стороны, был простимулирован бизнес, чтобы ему выгодно было заняться переработкой этого мусора.
Мы пока идем другим путем, пытаясь повышать сознательность граждан и экологическую культуру. Общественное давление, публичное порицание за нарушения экологических норм - это тоже действенный способ воздействия.
В минувшем году прошел первый Всероссийский экологический детский фестиваль под девизом: "Дети России за сохранение природы!", прошел первый Всероссийский экологический детский фестиваль "Экодетство".
Я глубоко убежден, что необходимо развивать институты общественного контроля за чистотой окружающей среды, разного рода добровольческие организации в этой области. Сегодня на общероссийском уровне надо сделать так, чтобы быть экологом, заботиться о родной природе стало модным в молодежной среде, чтобы это стало образом жизни россиян.
Идти к этой цели можно, используя стратегию малых шагов. По нашей инициативе, например, в здании Минприроды России внедрен раздельный сбор отходов. В здании и рядом установлены мусорные контейнеры для раздельного сбора отходов с разделением по видам отходов - пластик, бумага, стекло и металл.
В то же время успешное построение комплексной системы экологической безопасности возможно только при консолидации усилий властей всех уровней с экспертным сообществом, бизнесом, общественными организациями и неравнодушными гражданами. Чтобы забота об окружающей среде, а в конечном итоге о том мире, в котором мы живем, стала делом каждого. И, я убежден, так и будет.
А как у них
В других странах на месте старых мусорных полигонов чаще всего разбивают парки. Так, чрезвычайно популярен у туристов парк цветов "Холм птиц" во французском городе Кан. Парк занимает площадь в 17 гектаров и по праву считается одним из лучших образчиков ландшафтного дизайна.
В одном из округов Нью-Йорка, на острове Статен-Айлен (Staten Island), на месте городской свалки площадью 8903 квадратных километров создается гигантский парк. По замыслу авторов, размерами он превысит центральный парк Нью-Йорка. На расчистку территории от 150 миллионов тонн мусора, которые поднимаются выше 70 метров, потребуется не менее 30 лет работы и не менее 200 миллионов долларов. Но главное - начать. За 10 лет - с 2001 по 2011 год - удалось создать небольшую часть парка со своей экосистемой.
Другой известный парк, получивший множество наград, расположен на месте бывшей свалки в Валь-ден Джоан (Испания). В 1974 году это место выделили под отходы Барселоны и ее окрестностей. За 25 лет здесь образовалось свыше 20 миллионов тонн мусора, слой которого в некоторых местах достигал 100 метров. В 1999 году было принято решение преобразовать свалку в общественный парк, который обошелся в 26 миллионов евро.
А Калифорнии не пришлось сильно тратиться, чтобы создать свой знаменитый стеклянный пляж. Здесь, около города Форт-Брэгг, находится пляж из миллионов разноцветных стеклышек. В 1940-х годах сюда привозили весь мусор из города.
Позже территория была очищена от крупных отходов, однако не от битого стекла. Однако природа сама решила эту проблему, вода сточила осколки до разноцветной гальки. И теперь это одно из самых излюбленных мест американцев.
Кроме того, из мусора можно получать тепло и электричество. В Дании первая комбинированная станция на бытовых отходах по производству тепла и электроэнергии была построена еще в 1903 году в Фредериксберге. Сейчас их там уже четыре.
Выводимый из отходов биогаз в Европе уже давно отсасывают и преобразуют в электроэнергию. Энергоснабжающие организации обязаны покупать добытый таким образом метан. Это утверждено законодательно.
Катырин: бизнес ждет решения проблемы неналоговых платежей
19.01.2016, Торгово-промышленные ведомости
Глава российского правительства Дмитрий Медведев на встрече с президентом РФ Владимиром Путным 15 января с.г. сообщил о подготовленном кабмином проекте указа президента по созданию Единой системы администрирования налоговых и неналоговых платежей. «С учетом того, что за эту деятельность отвечает Минфин, предлагается создать единую систему администрирования налогов и неналоговых, то есть приравненных к ним, платежей внутри системы Минфина», - заявил Медведев. По его словам, единая система будет создаваться таким образом, чтобы внутри нее сохранилась Федеральная налоговая служба (ФНС), которая отвечает за общее методическое руководство, администрирование и сбор налогов. В эту систему войдет также Федеральная таможенная служба (ФАС) и Росалкогольрегулирование.
Проблему неналоговых платежей и предложения ТПП РФ по её решению, которые были доложены в конце прошлого года президенту РФ Владимиру Путину, прокомментировал в ходе своей встречи 18 января с членами Клуба по продвижению инициатив бизнеса («Клуб лидеров») президент ТПП РФ Сергей Катырин:
«Тема неналоговых платежей не новая и давно витает в воздухе. Вообще то неналоговые платежи, не прописанные в налоговом кодексе, было бы правильно называть некодифицированными налогами. Ибо это налоги по всем признакам (обязательность, регулярность, безвозвратность и т.д.). ТПП РФ вместе с другими бизнес-объединениями и научным сообществом провела в прошлом году специальное исследование в 15 регионах и в итоге пришла к определенным результатам и выводам. По сути, в стране сложилась вторая налоговая система - это не менее 50 таких некодифицированных налогов, сборов и других платежей, начиная с социальных и заканчивая портовыми сборами. Причем, администраторами этих сборов являются совершенно разные организации. Например, в сфере экологии - часть сборов собирается Росприроднадзором, а часть ФНС. Или в порту - 3-4 налога и у всех - разные администраторы и т.д. То есть, это не только серьезная финансовая нагрузка на бизнес, но и ему просто трудно порой разобраться, кому платить, в какие сроки и т.д. С точки зрения самой нагрузки на бизнес - она достаточно серьезная. По нашим подсчетам, в 2015 г. она достигла 0, 99 % от ВВП. В 2016 г., если ничего не будет предпринято, она превысит 1%.
По итогам встречи с Дмитрием Медведевым мы предложили, что если нельзя отменить те неналоговые платежи, которые уже действуют, то хотя бы надо посмотреть на те, которые планируется ввести (в сфере экологии и пр.) и можно ли в наше непростое время с ними повременить или уменьшить их размер. Было намечено 12 таких некодифицированных налогов, проговорили с правительством только по одному (плата за сброс воды), по остальным пока продвижения нет.
Еще одна большая проблема: первое - никто не знает, как исчисляются эти платежи и каким образом сформирована та или иная цифра. И второе - они все непрозрачны, никем практически не проверяются, они не прозрачны для бизнеса.
Что предлагает Палата для решения всех вышеизложенных проблем?
Прежде всего, подготовить и принять базовый закон, который бы определил единые порядок, базу исчисления всех неналоговых платежей, отчетность и т.д. При этом элементы некодифицированных публичных платежей устанавливаются только законом и вводятся в действие не ранее 1 января следующего года после их принятия.
Второе - создать единый реестр таких некодифицированных платежей и законодательно закрепить положение о том, что никто не должен платить неналоговый платёж, не включённый в единый реестр. Ведение такого реестра целесообразно возложить на Минфин России. Здесь важно учесть и региональный аспект таких платежей.
Третье - сократить до минимума число администраторов неналоговых платежей, а может быть даже отдать все в одни руки - ФНС. Это бы, кстати, и сократило госаппарат и упростило бы все процедуры для бизнеса.
Четвертое - подключить Счетную палату как аудитора все неналоговых сборов, чтобы проверять базу их исчисления и прозрачность целей расходования этих средств и т.д.
Для их проработки ТПП РФ предложила на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) начать работу по подготовке соответствующей Дорожной карты с активным участием Минфина, Минэкономразвития РФ, других бизнес-объединений. Эти предложения доведены до руководства страны и заинтересованных министерств и ведомств, в целом получили получили одобрение, и в ближайшее время власти и бизнесу предстоит вместе плотно поработать над решением этой важной проблемы».
Опубликовано в «Российской газете» 20.01.2016
https://rpn.gov.ru/node/18765