В правительстве РФ нашли способ пополнить бюджет за счет средств по защите окружающей среды: после реализации всех требований согласно изменениям в законодательстве предприятиям придется платить как минимум втрое больше за утилизацию отходов, чем это было в 2015 году. Об этом было сказано на VII международном форуме «Экология», который проходит 2–3 марта 2016 года в Санкт-Петербурге.
На форуме собрались более 500 представителей из 40 регионов РФ и 8 стран, чтобы обсудить способы снижения антропогенного воздействия на водные ресурсы и обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами.
Эти проблемы затрагивают интересы всех предприятий, включая транспортные компании. Ведь дополнительные грозят практически всем, чья деятельность так или иначе приводит к появлению отходов или вредных выбросов в воду и атмосферу.
Поправки в нормативную базу в РФ вступили в силу с 1 января 2016 года вместе с законами № 458-ФЗ в редакции от 28.11.2015 г. и № 404-ФЗ от 29.12.2015 г. Кроме того, как пояснил депутат Госдумы РФ Максим Шингаркин, к ним необходимо еще принять 33 документа с разъяснениями порядка применения новых правил.
В результате должна сформироваться, как выразился академик РАН Николай Касимов, новая технологическая платформа для возмещения предприятиями наносимого ими природе вреда.
Сформировать эту платформу планируется в два этапа: первый из них должен завершиться до 2017 года, а второй – до 2019 года. А сейчас по проектам документов ведутся жаркие дискуссии.
Как считают эксперты Госдумы, основная проблема, которую предстоит решить с помощью законодательных инноваций, – обеспечить прозрачность схем вывоза и размещения отходов. Предстоит ликвидировать лазейки, которые позволяли предприятиям увиливать от платы за утилизацию вредных веществ.
Что же нового должно появиться в законодательстве в 2016 году? Во-первых, следует определить, кто будет иметь право именоваться региональными операторами по обращению с отходами, которые должны будут собирать и перевозить твердые коммунальные отходы (ТКО). Сейчас этим занимаются предприятия ЖКХ и специализированные транспортные компании. Пока непонятно, как именно перераспределятся полномочия между ними, чтобы организация могла получить право быть зарегистрированным в статусе оператора.
Во-вторых, с 1 января 2016 года согласно закону № 458-ФЗ расширены полномочия региональных органов власти в сфере регулирования обращения с отходами и введен новый порядок лицензирования в этой сфере. Соответственно должны расшириться надзорные полномочия Росприроднадзора.
В частности, ведомству может получить право не только выписывать штрафы, но и настаивать на изменении абонентской платы для предприятий, злостно нарушающих правила сброса сточных вод.
В-третьих, расширяются возможности для заключения концессионных соглашений в сфере обращения с отходами, что должно дать дополнительные гарантрии концессионерам при реализации проектов переработки отходов.
В-четвертых, должны появиться новые правила обращения с ТКО. Новые требования к сбору, транспортировке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Принципиально новое решение – включить в понятие ТКО мусор не только от домохозяйств, но и от предприятий.
Все это вместе взятое, по словам М. Шингаркина, приведет к увеличению сборов с предприятий, связанных с отходами, в 3 раза.
Однако как было сказано на конференции, другие эксперты оценивают рост тарифов за твердый мусор и вредные выбросы в 2019 году гораздо больше – он может оказаться пятикратным. Кроме того, размер штрафов за нанесение вреда экологии предполагается увеличить в ряде случаев в 25 раз. В масштабах РФ речь идет о сотнях миллиардах рублей, на которые придется раскошелиться бизнесу.
Александр Солнцев
Фото автора
https://www.rzd-partner.ru/news/transportnaia-politika/musorit-i-perevozit-otkhody-stanet-vtroe-dorozhe--fotoreportazh/